Стиль барокко в архитектуре и инструкция по декорированию фасада пошагово

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Стиль Барокко в архитектуре

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

Стиль Барокко в архитектуре

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.

Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Стиль Барокко в архитектуреСтиль Барокко в архитектуре

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Стиль Барокко в архитектуре

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня.

Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Стиль Барокко в архитектуре

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Стиль Барокко в архитектуре

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Развитие орнамента барокко

Для современного барокко, как и для его прототипа — европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Барочный орнамент покрывал карнизы, колонны, бордюры, портал дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса — маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками. Преобразуются мотивы раковины, картуша, медальона: например, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды.

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Плавные линии сочетаются с прямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

К концу 17 века растительный узор барокко становится более реалистичным, растения похожи на натуральные. В растительный орнамент вплетаются изображения животных, птиц, сказочных существ, русалок, единорогов, сивилл. В середине 17- начале 18 вв. возродился гротеск, и барокко иногда принимал крайние экспрессивные, напряженные формы в рельефных изображениях.

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

К 18 в. в орнаментальных элементах барокко появляются гирлянды из фруктов и ягод, связки листьев, стеблей, продетых в кольца.

Элементы барокко: орнамент, узоры и украшения

В последней четверти 18 в. в моде более формальный стиль барокко. Орнаменты распространялись из столицы Франции в выгравированном виде на досках.

Орнамент барокко в государствах Западной Европы

Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.

Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.

Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков — в Италии, Франции и Испании.

Орнамент барокко и рококо

Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном виде стиль распространился на сельских и городских жителей.

Орнамент барочного стиля в России

Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.

Орнамент барокко и классицизма

В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.

Применение стиля барокко в декорировании помещений

Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.

Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.

Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.

Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые — синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.

Барокко орнаменты и узоры

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

стиль барокко в архитектуре. Арх. Бормини Церковь Св.Карла

Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

Художники направления барокко

Адриан ван де Вельде, Антонис ван Дейк, Бартоломе Эстебан Мурильо, Братья Ленен, Габриель Метсю, Гвидо Рени, Герард Терборх, Геркулес Сегерс, Давид Тенирс Младший, Джан Лоренцо Бернини, Диего Веласкес, Жан Батист Симеон Шарден, Жорж де Латур, Иван Никитин, Исаак ван Остаде, Каналетто, Караваджо, Клод Лоррен, Корнелис де Вос, Николя Пуссен, Николя Турнье, Питер де Хох, Питер Пауль Рубенс, Пьетро да Кортона, Рембрандт, Теодор ван Тульден, Франс Снейдерс, Франс Халс, Франсиско де Сурбаран, Франческо Гварди, Хендрик Тербрюгген, Хосе де Рибера, Эсайас ван де Вельде, Юдит Лейстер, Якоб Йорданс, Ян Вермеер, Ян Сиберехтс, Ян Стен

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.

Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

охота-на-калидонского-вепря,-Рубенс

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

Читайте также:  Строительный гидроуровень: принцип работы и правила использования

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.

В Российской Империи барокко появилось в первой половине 18 века.

Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.

Повсеместно эволюция Барокко пришла к грациозности и легкости рококо. Оно переплеталось с этим стилем. А с 1760-ых годов его полностью вытеснил классицизм.

Художниками барокко были открыты новые способы интерпретации формы в пространстве, ее постоянно изменяющейся жизненной динамики. Они активизировали мировоззрение и показали, что жизнь едина с чувственной и телесной сущностью бытия. А трагические конфликты в живописи барокко создавали основу прекрасного.

Стиль барокко в архитектуре: описание и фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.

  • — История стиля
  • — Особенности и характерные черты
  • — Используемые материалы
  • — Стилевая отделка
  • — Архитектурные приемы
  • — Детали
  • — Фото

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Стиль Барокко в архитектуре

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

Стиль Барокко в архитектуре

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Стиль Барокко в архитектуре

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Стиль Барокко в архитектуре

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Стиль Барокко в архитектуре

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

Стиль Барокко в архитектуре

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Стиль Барокко в архитектуре

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Стиль Барокко в архитектуре

Детали стиля барокко в архитектуре

Стиль Барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Стиль Барокко в архитектуре

Стиль Барокко в архитектуре фото

Стиль Барокко в архитектуре Барокко в архитектуре Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Оформление Фасада Дома в Стиле Барокко (ФОТО)

Для архитектуры барокко характерно, что примеры можно найти почти по всей Европе и Латинской Америке, они отличаются, от одной страны к другой. Как же тогда все они обозначены одним термином? Отчасти для удобства, чтобы суммировать искусство целого периода одним словом, но главным образом из-за их общего эстетического происхождения.

В Испании термин «барокко» первоначально обозначал жемчужину странной формы, тогда как в Италии это означало педантичный, искаженный аргумент небольшой диалектической ценности. Это закончилось тем, что почти на всех европейских языках стало синонимом экстравагантного, деформированного, ненормального, необычного, абсурдного и нерегулярного; и в этом смысле критика восемнадцатого века была обращена к искусству предшествующего века, что казалось им очевидным, чтобы обладать такими характеристиками.

Во второй половине девятнадцатого века швейцарский критик Генрих Вольфлин и его последователи дали более объективное значение. Все еще ссылаясь на религиозное искусство семнадцатого и начала восемнадцатого веков, они определили как барокко те работы, в которых должны были быть видны определенные специфические характеристики: использование движения, будь то фактическое (извилистая стена, фонтан с струями воды, навсегда изменяющийся форма) или подразумевается (фигура изображается как энергичное действие или усилие); попытка представить или предложить бесконечность (проспект, простирающийся до горизонта, фреска, дающая иллюзию бескрайнего неба, трюк зеркал, который изменил перспективы и сделал их неузнаваемыми).

Значение, придаваемое свету и его последствиям в концепции произведения искусства и в конечном результате, которое оно создало; вкус к театральным, грандиозным, сценографическим эффектам; и тенденция игнорировать границы между различными видами искусства и смешивать архитектуру, живопись, скульптуру и т. д.

Как и в архитектуре эпохи Возрождения, два самых популярных типа архитектурных сооружений в эпоху барокко включали либо церкви, либо дворцы. В их разных версиях они, соответственно, включали соборы, приходские церкви и монашеские здания, а также особняки городов и деревень и, прежде всего, королевские дворцы, которые особенно характерны для этого периода. В дополнение к таким индивидуальным зданиям архитектура барокко была также охарактеризована тем, что теперь называется городским планированием: расположением городов в соответствии с заранее определенными схемами, а также созданием больших парков и садов вокруг важных для проживания объектов.

Барочная идея здания

Здание можно представить по-разному: как совокупность этажей; или больше как кусок скульптуры (теория греческой архитектуры); как ящик, определяемый стенами правильной формы (как это понимали архитекторы эпохи Возрождения); или как скелетная структура, то есть одна сформированная – согласно готической концепции – различными структурами, необходимыми для ее поддержания. Архитекторы барокко понимали это как единую массу, которая должна быть сформирована в соответствии с рядом требований. Словесное описание форм Возрождения может сопровождаться нанесением в воздухе воображаемых прямых карандашом; но человек, описывающий барокко, более склонен к формированию массы мягкого пластика или глины. Короче говоря, для барочных архитекторов здание было в какой-то мере своеобразной большой скульптурой.

Читайте также:  Экономные электрические обогреватели для дома: советы по выбору

Оформление фасада дома своими руками в стиле барокко, фото

Наземные-планы

Эта концепция оказала существенное влияние на наземный план – очертания здания. Это привело к отказу от простых, элементарных аналитических планов, которые преднамеренно предпочли архитекторы эпохи Возрождения. Их место заняли сложные, богатые, динамичные проекты, более подходящие для конструкций, каждый со своей автономией, а скорее как выдолбленный, сформированный из компактной массы. Планы, общие для архитектуры эпохи Возрождения, – это площадь, круг и греческий крест. Для архитектуры барокко, были характерны схемы эллипсом, овалами или более сложными, полученными из сложных геометрических фигур.

заказать дизайн-проект фасада дома

Франческо Кастелли (1599-1667), более как Франческо Борромини, создал церковь с планкой в ​​виде пчелы в честь покровителя, который ее заказал. На их семейном гербе были представлены пчелы. На другом сооружении архитектора были стены попеременно выпуклыми и вогнутыми. Один французский архитектор зашел так далеко, что выдвинул планы строительства ряда церквей, в которых было написано имя его короля ЛУИСА ЛЕ ГРАНДА, как любил называть короля Людовика XIV.

Оформление фасада частного дома в стиле барокко, фото

Неравномерный мотив архитектуры барокко

Помимо сложных комплексных планов, криволинейные стены были, другой выдающейся характеристикой зданий в стиле барокко. Они не только согласуются с концепцией здания как единого лица, но также вносят еще одну константу барокко, идею движения в архитектуре, по самой своей природе, самую статичную из всех искусств. И действительно, когда-то обнаруженный, волнообразный мотив не ограничивался стенами. Идея дать движение архитектурному элементу в виде более или менее регулярных кривых и контр-кривых стала доминирующим мотивом всего искусства барокко.

Интерьеры были сделаны изгибом, от церкви С. Андреа аль Квиринале Джиан Лоренцо Бернини, одного из главных создателей и экспонентов римского барокко, от церкви С. Карло алля Кватро Фонтане или С. Иво Алла Сапиенцы от Борромини, его ближайшего соперника. Так же были фасады, как и почти во всех работах Борромини, в планах Бернини о Дворце Лувр в Париже и, как правило, в работе итальянских, австрийских и немецких архитекторов. Даже колонны были спроектированы волнистыми. Те из великолепных композиций Бернини в центре Святого Петра в Риме были только первым из множества спиральных колонн, которые будут помещены в церкви в стиле барокко.

Даже за исключением таких крайностей, во время барочного периода вкус к кривым был, отмечен, и нашел дальнейшее выражение в деталях, включая волюты, свитки и, прежде всего, «уши» – архитектурные и декоративные элементы в виде ленты скручиваясь на концах, которые использовались для формирования гармоничного соединения между двумя точками на разных уровнях. Это устройство было принято в первую очередь как особенность церковных фасадов, где они использовались так регулярно, чтобы быть, самым легким способом идентификации внешнего облика барокко. Несмотря на свою причудливую форму, их функция была не чисто декоративной, а главным образом укрепляющей, функциональной.

Своды, арки, контрфорсы

Церкви периода барокко всегда строились со сводчатыми потолками. Склеп, впервые увиденный в римской архитектуре, а затем в романской архитектуре, – это, в сущности, коллекция арок; и поскольку арки имеют тенденцию оказывать внешнее давление на их опорные стенки, в любом сводчатом здании требуется противодействие этому давлению. Элемент, обеспечивающий этот противоборство, является опорой, особенно характерной чертой архитектуры средневековья. Чтобы представить контрфорс в стиле барокко, он должен был иметь форму, совместимую с формой других членов, и избегать схожести с варварской, «готической» архитектурой прошлого.

Барочная концепция строительства: архитектурная скульптура

Другим и решающим последствием концепции здания как единой массы было то, что строительство больше не рассматривалось как сумма отдельных частей – фасад, план, внутренние стены, купол и т. д. – каждый из которых может рассматриваться отдельно. В результате традиционные правила, определяющие планирование этих частей, стали менее важными или были полностью проигнорированы. Например, для архитекторов эпохи Возрождения фасад церкви или дворца представлял собой прямоугольник или ряд прямоугольников, каждый из которых соответствовал этажу здания. Для архитекторов в стиле барокко фасад был всего лишь частью здания, которое было обращено наружу, одним элементом единого объекта. Разделение на этажи обычно сохранялось, но почти всегда центральная часть фасада была организована со ссылкой на то, что было выше и ниже, чем на то, что стояло с обеих сторон: другими словами, ему придавали вертикальный упор и тягу, был сильно контрастирован с практикой горизонтального деления по этажам.

Кроме того, на фасаде элементы – колонны, пилястры, карнизы или фронтоны – выступающие от поверхности стены, по-разному связанные с центром, которые таким образом стали доминировать над сторонами. Хотя на первый взгляд такой фасад может казаться разделенным по горизонтали, более тщательное рассмотрение показывает, что оно организовано вертикально, как бы фрагментами. В центре находится более массивный, более важный раздел, а стороны кажутся менее весомыми. Окончательный эффект – это здание сформировано в соответствии с скульптурными концепциями, а не составлено в соответствии с традиционным видом архитектуры.

Здание в стиле барокко сложное, удивительное, динамичное: для того, чтобы его характерные черты были полностью поняты, или для того, чтобы они выделялись на видном месте, ему нужно поймать свет определенным образом. Именно это требование привело к тому, что скульпторы барокко достигли ряда инноваций.

Архитектурное манипулирование светом

Это не тот свет, который падает на определенную точку, а поражает одну поверхность, в отличие от другой. Очевидно, что текстура кирпичной стены не такая же, как у аналогичной стены из гладкого мрамора или грубого высеченного камня. Этот факт был использован архитекторами барокко как для экстерьеров, так и для интерьеров их зданий. Конструкции эпохи Возрождения, как и многие современные, основывались на простых элементарных пропорциях и отношениях; и их значение основывалось на оценке наблюдателем гармонии, объединяющей различные части целого. Эти пропорции были заметны, глядя только на материал: все, что требовалось от света, было для того, чтобы они были хорошо видны. Идеальный эффект, востребованный почти во всех зданиях того периода, был выполнен монохромным, однородным освещением. Вместо понимания логики, которую подразумевал такой эффект, барокко заменило стремление к неожиданному «эффекту», как это было бы названо в театре. И, как и в театре, это легче достигается путем развертывания света, если сам свет сосредоточен в одной области, а другие остаются в темноте или в тени – урок, освоенный прежде всего Караваджо в живописи барокко.

Как этот эффект может быть достигнут в архитектуре? Существуют различные возможности: путем сопоставления сильных проекций и выступов с резкими глубокими углублениями; или разрушая поверхность, что делает ее неприглядной в ​​некотором роде – вернуться, например, к примеру, использованному ранее, путем изменения облицованной мрамором или покрытой гипсом стены одним из крупных грубых камней. Такие требования освещения диктовали использование для архитектурного оформления мелкомасштабные элементы, часто вырезанные, которые дают эффект движения к поверхностям здания. В зданиях эпохи Возрождения он был ограничен определенными районами, тщательно отстраненными от архитектурных форм. Теперь, проявляя изобилие и фантазию, которые были его отличительной характеристикой, он вторгался во все стороны, роился над каждой деталью, особенно в углах и точках, где встречались две поверхности, где у него была функция скрыть соединения.

Неравномерный порядок архитектуры

К пяти традиционным ордерам архитектуры – тосканскому, дорическому, ионическому, коринфскому и композитному, каждый из которых имел особые формы и пропорции для своих элементов, колонны и пилястры, а также для вертикальных соединительных элементов или антаблемента – был добавлен «Неровный» порядок. Другим новым и популярным вариантом был «Колоссальный порядок», колонны которого проходили через два или три этажа. Детали традиционных ордеров стали обогащенными, сложными, модифицированными: у антаблементов были более сильные свесы.

Арки, соединяющие один столбец или один пилястр со следующим, больше не ограничивались, как в эпоху Возрождения, полукругом, но часто были эллиптическими или овальными. Прежде всего они приняли форму, уникальную для барокко, двойной кривой – описывая кривую, то есть не только, когда видны спереди, но и когда видны сверху. Иногда арки прерывались по форме, причем участки прямых вставлены в кривую. Эта характерная особенность также использовалась в фронтонах декоративного элемента над дверью, окном или целым зданием. Каноническая форма фронтона, то есть фиксированная классическими нормами, была либо треугольной, либо полукруглой. Однако в эпоху барокко они иногда были открыты – как будто они были разделены или прерваны сверху – или сочетали изогнутые и прямые линии; или фантастическим, как, например, в плане Guarino Guarini для Palazzo Carignano, где они появились вокруг дверей и окон.

Окна тоже часто были далеки от классических форм. К прямоугольным или квадратным формам, иногда с округлыми вершинами, которые были характерны для эпохи Возрождения, были добавлены фигуры, включая овалы или квадраты, увенчанные сегментом круга, или прямоугольники под маленькими овальными окнами.

Другие детали, в антаблементах, дверях и краеугольных камнях арки и в углах – везде – включали волюты; штукатурные фигуры; огромные, сложные и величественные свитки; и любое количество фантастических и гротескных фигур. Одной из форм украшения, не столь характерной, было использование башни. Иногда один, иногда пара из них; но всегда сложные и богато украшенные, были возведены на фасаде, а иногда и на куполе, церквях.В некоторых странах, в частности в Австрии, Германии и Испании, эта схема использовалась достаточно часто, чтобы стать действующей нормой.

Впоследствии они были наиболее очевидными и часто используемыми мотивами архитектуры барокко. Однако следует помнить, что каждая отдельная работа создавала собственный баланс между ее различными особенностями; а также что каждая страна разработала эти компоненты по-разному; и понимание этих региональных и национальных различий имеет важное значение для правильного понимания барокко в целом.

Использование в оформлении фасадов стиля барокко

Дворцовый, роскошный, богатый и респектабельный – все это относится к стилю барокко. Здесь можно все, что сделает дом еще более роскошным и богатым – украшения, позолота, барельефы и богатые орнаменты. Именно по этим признакам всегда легко определить фасад здания в стиле барокко. Многие считают, что атмосфера торжественности и излишний шик делают их неуютными и жить в них некомфортно, однако, находятся и те, кому дворцовая роскошь нравится.

Читайте также:  Угловые камины из кирпича : проект и размеры мини-камина с духовкой для дачи

Признаки и черты стиля

В отличие от строгой классики с ее прямолинейными и строгими формами, здесь предпочтение отдается кривым и изогнутым линиям, легкости и ажурности. Однако, не только эти признаки позволят вам безошибочно определить барокко в оформлении дома:

  • Фасад имеет сложные очертания со множеством изгибов и криволинейных конструкций.
  • Множество колонн, пилястры, скульптуры.
  • Обилие лепного декора и позолоты.
  • Основные цвета: золотой, белый, серебряный, серый, бежевый и голубой.
  • Дорогие отделочные материалы – дерево ценных пород, медь, мрамор.
  • Большие окна.

Все это в полной мере воплощается в современных постройках. Однако, некоторые детали все же изменились и стали если не более доступными по стоимости, то как минимум менее сложными в изготовлении.

Материалы

Основной материал, который применяется для возведения подобных строений – камень. Это в современной интерпретации могут быть и газобетонные блоки, и кирпич, и даже обычные шлакоблоки. Однако, это не имеет существенного значения при оформлении – фасады домов в стиле барокко украшаются очень плотно и качественно, чтобы разглядеть под внешней отделкой несущие конструкции.

Декор представлен огромным количеством самых разных деталей: от простых барельефов до скульптурных композиций и лепнины. Раньше их создавали из гипса и украшения вполне могли прослужить недолго. Сейчас доступны куда более простые и в тоже время надежные материалы: пенополистирол, разные смеси для декорирования и различные имитации природных материалов. С их помощью оформить дом необходимым орнаментом или лепниной гораздо проще и во многих случаях – дешевле.

Цвета

Все оттенки, способные подчеркнуть роскошь и изящество линий можно использовать. Однако, преобладающими цветами в этом стилевом решении будут серый, бежевый и все кремовые оттенки, а также серебристый. Позолоту можно считать отдельно, так как ее используют на декоративных деталях в небольшом оп отношению к основным конструкциям количестве.

Кровля наоборот, может порадовать разнообразием используемых цветов. Здесь вполне уместны бардовые, коричневые, зеленые и даже голубые тона. Главное, чтобы вместе с основными цветами дома кровля создавала красивое сочетание. Как правило, фасад в стиле барокко всегда менее яркий, кем крыша.

Детали

Отдельное внимание следует уделить позолоченным деталям. Они выделяются на общем фоне и создают нужное настроение. При этом, не все имитации позолоты подходят – нужны лишь самые качественные решения. Если нет возможности украсить свой дом множеством таких деталей, лучше отдать предпочтение другим вариантам декора – орнаментам из гипса и его имитации, таким же барельефам и другому.

Окна – важная деталь. Они красивы, окружены огромным количеством украшений и поэтому обходятся очень дорого. Именно в случае с барокко нельзя позволять себе экономить. Тут не к месту будут обычные современные варианты – пластиковые и металлопластиковые рамы будут смотреться чужеродным элементом. Необходимы рамы из дерева или очень точно его имитирующих материалов. При этом, стекло чаще всего представлено в виде множества мелких сегментов, что еще больше усложняет задачу.

Только одно обстоятельство не позволяет всем желающим оформлять свои дома в таком стиле – стоимость. Сделать качественный проект и отделать внешние стены своего дома таким образом может себе позволить лишь очень обеспеченный человек – стоимость работ на фасаде может превышать стоимость постройки самого здания. Виной всему множество разных деталей, которые необходимы постройке для соответствию стилю. Кроме того материалы, применяемые для отделки, должны быть высокого качества и тоже обходятся в очень немалую сумму.

Архитектурный стиль: барокко

Архитектурный стиль барокко

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, богатство лепного декора. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом (позднее Возрождение) и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.) (см. фото справа). Обратите внимание на обилие и сложность архитектурных элементов фасада. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме (см. фотогалерею после статьи) и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.) (см. фотогалерею).

Стиль барокко в европейских странах

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец (см.фотогалерею) вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец (см. фото слева), здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении фасадов зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

Архитектурный стиль Барокко в России

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини – так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец (см. фото) там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

Русское барокко (также елизаветинское, растреллиевское) — стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская «реплика» европейского стиля барокко, в полной мере сложившаяся в русском искусстве к концу первой половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, 1754—1762; Строгановский дворец, 1752—1754, см. фото справа) и в Петергофе (1746—1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747—1757 (см.фото)). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё российское искусство середины XVIII века.

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко

Характерные черты: симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов. Золочение архитектурного декора.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом – в интерьере.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.

Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, барельефы, богато украшенные лепниной наличники на окна и двери, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Наличники украшены пышно.

Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org.

Об эволюции форм в архитектуре барокко. Фасады церквей. Часть 2.

Чуть позднее Лоренцо Бернини «оживляет» довольно строгий фасад Сан Андреа ин Квиринале причудливым крыльцом с полукруглой лестницей (1659-1661):

Но дальше, че Кортона и Бернини пошел их ровесник и главный конкурент Борромини. Он неоднократно обращался к идее криволинейного фасада, начиная с сереины 17 в.: ораторий Филиппо Нери, Колледжио деи Пропаганда Фиде, ц. Санта Аньезе на Пьяцца Навона. Но главным достижением Борромини в этом деле можно считать ц. Сан Карло алле Куатре Фонтане (Закончена в 1667):

Причудливый волнообразный фасад – один из самых ярких образцов зрелого римского барокко.

Одновременно с Борромини свои проекты создает архитектор следующего поколения – Гварини. В его «Трактате о гражданской архитектуре» находим многочисленные проекты различных сооружений, многие из которых имеют все тот же «волнообразный фасад». Большинство из этих проектов так и не были реализованы.
Но вот пример того, что было построено:

Ц. дель Аннунциата в Мессине. Проект – 1660 г. К сожалению, эта церковь была разрушена землетрясением 1908 г., поэтому судить о ней можно только по старым фотографиям.

Во второй половине 17 в. строятся новые церкви с криволинейным фасадом.

Ц. Сан Марчелло аль Корсо, 1682., арх. Карло Фонтана. Сочетание классического фасада, восходящего к Иль Джезу и «криволинейности».
А вот другой пример, уже вдалеке от Лацио:

Ц.Сан Маттео в Лече, Апулия, закончена в 1700 г.

В первой половине 18 века по миру появляются разнообразные варианты церквей с криволинейным фасадом.
Рим:

Ц. Санти Челсо е Джулиано, 1735.

Ц. Санта Мария Маддалена, 1735, арх. Джузеппе Сарди.

Ц. Санта Кроче ин Джерусалеме, арх. Пьетро Пассалаква, 1741-1744.

Базилика делла Коллегиата, Катанья, Сицилия, нач. 18 в – освящена в 1768. Арх. Стефано Иттар.

Ц. Сан Доменико, Ното, 1703-1727, арх. Розарио Гальярди
Испания:

Фасад собора в Валенсии, 1703-1707, арх. Конрад Рудольф.

Собор в Мурсии, 1734-1757, арх….

Ц. Нотр Дам, Бордо, 1684-1707.

Ц. Св. Микулаша, Прага, 1704-1755

Ц. Яна Непомука, Мюнхен, 1733-1734, арх. Эгид Квирин Азам

Ц. цистерцианского монастыря в Цветтле, 1722-1727. Арх. Йозеф Муггенстат, Матиас Штайнль.

Ссылка на основную публикацию