Флорентийская мозаика : история происхождения и техника изготовления, мозаичная плитка из камня и цветного стекла

Все о флорентийской мозаике: история и техника изготовления

Добрый день, друзья! Драгоценные и полудрагоценные камни всегда привлекали внимание человека, но лишь изготовлением ювелирных украшений и красивейших фигурок, шкатулок мастера никогда не ограничивались. В декоративно-прикладном искусстве особое место занимает флорентийская мозаика – один из старейших видов изобразительного искусства. Каменные картины даже с течением времени не тускнеют и, конечно же, не теряют своей привлекательности. Стоит разобраться в особенностях такой работы и технике создания настоящих шедевров, переживших века.

Историческая справка

Второе имя флорентийской мозаики – Commesso. Эта техника, действительно, уникальна, ведь именно с ее помощью мастера много веков назад начали создавать бессмертные каменные картины. Для работы использовались фрагменты полудрагоценных минералов. Эта техника берет свое начало еще в XVI веке и сегодня ее актуальность не теряется.

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Приемник Франческо I, Фердинанд I в 1558 году основал первую мастерскую, где камни обрабатывали должным образом и собирали в прекрасные картины. Мастерская была названа Opificio delle Pietre Dure и там часто проводились открытые уроки для тех, кто хотел связать свою жизнь с уникальным и прибыльным ремеслом.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

Используемые материалы

Первоначальное изготовление флорентийской мозаики предусматривало использование в работе лишь драгоценных или полудрагоценных камней. Такие изделия были очень дорогими и позволить их себе могли лишь представители знати Флоренции.

Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.

Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.

Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:

  • темный мрамор для фона;
  • яшма;
  • аметист;
  • бирюза.

Флорентийская мозаика

Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.

Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев. Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.

Стекло

Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.

Есть две основные категории стеклянной мозаики:

  1. Для украшения потолка, пола.
  2. Для декора мебели, аксессуаров.

Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.

Керамика

Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:

  • твердая и прочная;
  • отлично сопротивляется износу;
  • устойчива к коррозии;
  • электрически изолирована;
  • устойчива к воздействию химикатов;
  • подходит для отделки любой поверхности;
  • имеет низкую теплопроводность.

Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.

В чем особенность флорентийской мозаики

Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:

  1. Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
  2. Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.
  3. Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
  4. Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.

Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.

Процесс изготовления

Флорентийская мозаика – это целое искусство, которое просто не терпит спешки. Для начала мастер выбирает куски материала необходимого размера, дополнительно обрабатывает каждый из них шлифует. После проведения необходимой работы снова производятся замеры, так происходит с каждым элементом пока он не начнет соответствовать нужному размеру и идеально подойдет по форме к соседнему фрагменту.

Весь рабочий процесс условно можно разделить на 3 основных этапа:

  1. Выбор нужного материала.
  2. Сбор полотна.
  3. Шлифовка и полировка поверхности.

При выборе материала мастер обязательно учитывает все его свойства. В итоге все фрагменты должны обладать похожей пористостью, яркостью, насыщенностью оттенка. Есть маленькая хитрость, позволяющая увидеть, как изделие будет выглядеть в конце работы, для этого материал нужно смочить водой.

Сегодня процесс изготовления каменных картин стал значительно проще. Лазер рисует на выбранной поверхности картинку, заданную в компьютере. Программа сразу же оставляет дополнительное пространство по краям и не допускает при этом погрешностей. Все детали вырезаются на станках по указанной разметке. Для работы используются пластины толщиной не более 3 мм. Далее все детали шлифуются и начинается сама сборка. Фрагменты укладываются вниз лицевой стороной, на изнанку наносится клей. После высыхания готовое полотно шлифуется.

Мозаика может сразу укладываться на выбранную поверхность и закрепляются сверху специальным раствором. Сверху обязательно наносится полировочная паста.

Друзья, флорентийская мозаика открыла перед вами все секреты, которые копились веками. Делитесь в комментариях впечатлениями о таком виде искусства, нам очень интересно. Подписывайтесь на обновления блога, рассказывайте о нем друзьям в социальных сетях и снова заходите в гости. Всего доброго!

Что же такое Флорентийская Мозаика?

Природный камень – уникальный и неповторимый материал в руках мастера. Но ювелирные украшения, камеи, резные фигурки, довольно привычные в современной жизни, это еще не весь список применения драгоценных и поделочных камней. Особое место занимает изготовление различных видов мозаик. Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов из цветного натурального камня, но и один из древнейших видов изобразительного искусства. Время не властно над мозаичными картинами из камня, каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Сотни пластин драгоценных и полудрагоценных камней для живописных полотен подбираются тончайшим образом и складываются в неповторимые произведения искусства. Существуют различные виды мозаики, которые различаются по технике их выполнения. Это византийская, римская, русская, французская и флорентийская мозаики.

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 1

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 2

Остановимся подробнее на последней. Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. В галерее Уффици находится одна из наиболее известных работ этой мастерской – восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики.

Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, семейство Медичи, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV.

Техника, используемая для создания флорентийской мозаики, довольно сложная и требует много времени. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать многие месяцы.

Наибольшее распространение во флорентийской мозаике получили небольшие картины с аллегорическими сценами, архитектурными и природными пейзажами, морскими и пасторальными сюжетами. Особенностью флорентийских мозаик является их неповторимость, каждая картина уникальна. Мозаика не тускнеет и не выцветает со временем – старинные флорентийские образцы пережили несколько столетий, и по-прежнему сияют первозданными красками.

Читайте также:  Фасадный пенополистирол псб с 25ф - что это и где используется

Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка.

Составляют мозаику из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контуру изображения. Каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. мастер использует не только цвет камня, но и обыгрывает его природную текстуру. Для изготовления мозаики обычно используют оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор. При выборе камня важно, чтобы его цвет и рисунок соответствовали живописному образцу или эскизу будущей мозаики. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер так, чтобы природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры гармонично дополняли рисунок мозаики. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно. Подобрать камни для мозаики – задача непростая. Помимо цвета камня, необходимо хорошо знать его свойства – твердость, блеск, спайность. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси придают различные оттенки одному и тому же виду камня и даже могу изменять его цвет. Палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня, подбор цветов и тщательная подгонка элементов требует много сил и времени.

В технике «флорентийской мозаики» создают «живописные» картины, орнаментальные вставки в предметах интерьера, столешницы, мебель, вставки для ювелирных украшений.

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 3

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 4

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 5

В России флорентийская мозаи­ка появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время – она украшала потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. Размеры произведений в этой технике достигали десятков, а то и сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальную значимость, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются – умелый подбор камня, интересное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов и тщательность исполнения.

Флорентийская мозаика – удивительный вид изобразительного искусства, загадочный, как сама вечность, воплощением которой являются камни-самоцветы, из которых она составляется.

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 6

К сожалению, в середине 19 века вместе с окончанием истории Тосканского герцогства, с исторической сцены сошла и Флорентийская мастерская. Однако ее традиции к тому времени оказались восприняты во многих европейских государствах и в той или иной форме продолжили свое существование.

Что же такое Флорентийская Мозаика?, фото № 7

Современные мастера-камнерезы продолжают старинные традиции и создают эксклюзивные мозаичные полотна, которые, как истинные предметы искусства, великолепно дополняют современные элитные интерьеры.

Флорентийская мозаика, от истоков до наших дней

Можно ли представить себе, что давно устаревшая мозаика сможет преобразить модное помещение? Ответ: несомненно, да! Всем известно выражение «вечная классика». Как, из применения модельера даже самого известного модного дома до сих пор не вышли классические лекала, так и из современного обустройства интерьера не должна выходить мозаика, ведь будучи когда-то смелым нововведением, она смогла покорить всю Европу и на столетия запечатлела себя, как в культовых местах, так и на стенах частных домов. Так давайте же поговорим о флорентийской мозаике – разберемся в истории её возникновения и особенностях технологического процесса её создания.

Флорентийская мозаика – её состав и применение

Состав флорентийской мозаики включает в себя цветные полудрагоценные камни различных форм, которые собраны в один рисунок таким образом, что границы между камнями становятся практически незаметными.

Указанная техника камнерезного искусства применяется для декорирования таких объектов производства как каменные панно, столешницы, шкатулки, и прочие мебельные изделия для украшения их элементов. Вдохновляясь природной красотой жесткого и грубого камня и художественным воображением мастеров рисунка, поэты окрестили это направление в искусстве как «каменная картина».

Так, флорентийская мозаика пользуется популярностью уже более 300 лет. Точкой отсчета для данного вида искусства отмечена в XVI веке, а пик его наибольшего распространения пришелся на XIX век, когда модные тенденции выкладки каменных картин распространились во всей Европе. Микеланджело, акцентируя внимание на особой прочности мозаичной выкладки и восхищаясь её оригинальностью и красотой, однажды назвал её «вечной картиной».

История флорентийской мозаики

Говоря об истории возникновения и дальнейшего развития флорентийской мозаики, нельзя не упомянуть благородное и знаменитое семейство Медичей, деятельность которых всегда была направлена на покровительство искусств, и камнерезного искусства, в частности. Также страсть к прекрасному у Медичей нашла своё выражение в сборе и разнообразных коллекций, экземпляры из которых сохранились и по сей день. Так, Лоренцо Ил Магнифико, как и предшественники, занимался реставрацией камей, камней и ваз ещё времен Древнего Рима. Спустя время уже сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, пришёл к выводу о необходимости основания мастерской камнерезного искусства. Идея нашла свое воплощение в жизни, и в последующем в этой мастерской производились изделия, которые даже конкурировали с произведениями древних мастеров, возведенных в классику.

К концу XVI века Флоренция радушно встретила умельцев из Милана, ведь именно миланские мастера достигли такого уровня изготовления предметов камнерезного искусства, что слава об их красоте быстро распространилась по всему миру. 1588 год в истории развития флорентийской мозаики знаменателен тем, что Фердинандо I ди Медичи официально открыл мастерскую камнерезных изделий, специализирующуюся на производстве из полудрагоценных камней, которая назвалась «Галерея Деи Лавори». Помимо мастеров из Милана в ней трудились и умельцы из Флоренции, а также из других североевропейских стран. Тот факт, что к работе в этой мастерской допускалось огромное количество художников камнерезов, желающих научиться новому и получить новый опыт, сделал семью Медичи в разы популярнее, что положительно сказывалось на их авторитете, как в глазах обычных граждан, так и в глазах людей, имеющих отношение к искусству.

Гранд Дюк Флорентийский особое внимание уделял вопросам становления нового для Европы вида искусства, ведь это было отличным шансом для того, чтобы производить впечатление на глав других, более крупных и влиятельных стран. Семье Медичи тоже играло на руку покровительство над художниками каменных картин, так как именно финансирование изготовления предметов искусства считалось весьма важным признаком их финансового благополучия. С 1737 года, в момент, когда род Медичи постепенно завершал своё правление, развитием этого вида производства занялась Харсбург Лорена, но несмотря на все предпринимаемые ею меры, в конце XIX века этот вид искусства утратил свою прежнюю популярность и, можно сказать стал «анти-трендом».

Флорентийская мозаика в России

Первой, кто в России обратил внимание на такое явление как «флорентийская мозаика» стала императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века. Русские умельцы достаточно бойко взялись осваивать новый для нашей страны вид прикладного искусства и уже к XIX веку их уровень мастерства достиг того же, что и у итальянских камнерезов.

Также значимым именем в развитии искусства флорентийской мозаики в России стало имя Ивана Соколова – мастера Петергофской гранильной фабрики, который в своё время даже успел пройти обучение во Флоренции. В своих работах он умел виртуозно применять яшму, агат, кварц. Его современники вспоминали о его особом уровне мастерства, который заставлял людей, смотрящих на его каменные цветы, чувствовать их жизнь и благоухание.

Так, по мере развития искусства флорентийской мозаики в России её основными центрами стали Петергофская, Екатеринбургская фабрики, а также Колыванский камнерезный завод на Алтае. В своих работах отечественные умельцы использовали малахит, с особым мерцающим жемчужным эффектом, передающим все оттенки цвета, а также особотвердые минералы, которые можно обрабатывать только при помощи алмазного инструмента.

Стоит отметить, что именно художниками Колыванского завода для украшения здания местного вокзала в Барнауле было создано панно (площадью 46 кв. м.), которое является одним из самых крупных произведений, выполненных с использованием данной техники.

Вряд ли кто-то из читателей не лицезрел произведения мозаичного искусства советского периода в Институтах, в зданиях вокзалов и аэропортов, театров и т.д. Как правило в таких случаях советский художник брал масштабом, что в свою очередь привело к исключению из использования в ходе работы над мозаикой драгоценных и полудрагоценных камней, ведь помимо того, что такого рода финансовые затраты в принципе невыгодны для государства, использование дорогих материалов противоречило бы духу партии. Так монументальность уничтожила ювелирную утонченность. Сюжеты для мозаик также выбирались из числа пропагандирующих отвагу, самопожертвование и политику страны, или же на мозаике изображалась абстракция.

В современной России флорентийская мозаика переживает новый подъем. Естественно, сейчас некоторые стилистические направления советского искусства утратили свою актуальность, поэтому на данном этапе развития отечественного мозаичного искусства на первый план выходит изящность рисунка, плавная колеровка без ограничений в цветовом многообразии, а также подбор камня с подходящей текстурой. В приоритете отсутствие швов на картине в принципе, так как тонкая работа приобретает еще большую ценность.

В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу.

Процесс изготовления

Условно вся работа по изготовлению флорентийской мозаики сводится к поочередному выполнению следующих этапов:

  • Производство заготовочных работ— подбор качественных материалов, подготовка эскиза и его перенос на камень с последующей его нарезкой;
  • Набор частей мозаики — на данном этапе существует два варианта: прямой и обратный;
  • Окончательная обработка изделия — доведение работы до конца и полировка результата.

Что важно знать при подборе камня

Во-первых, нужно иметь в виду, что в зависимости от того, какой камень выбрал мастер, будет зависеть направление и качество реза. Так, оптические характеристики каждого минерала индивидуальны, то есть они могут по-разному переливаться на свету и имеют особую структуру. Предварительно камень обязательно нужно смочить водой, ведь тогда он сможет проявить свою яркость, как непосредственно после полировки. Производство таких нехитрых манипуляций позволяет наперёд выяснить, как будет выглядеть готовое изделие.

После выборки камней, производится их разметка и нарезка при помощи специального станка. В процессе резки нужно постоянно следить за тем, чтобы пила была охлажденной и, конечно, за соблюдением правил безопасности. Для удобства элементы следует нарезать с запасом, чтобы не обрезать лишнее при обработке стыков.

Помимо прочего современные технологии позволяют использовать для разметки компьютер, а для создания отдельных элементов лазерную резку, которая и позволяет перенести рисунок с компьютера без какого-либо вида погрешностей на камень и с требуемым запасом.

Завершающий этап процесса создания флорентийской нарезки сопровождается доводкой отдельных элементов по контуру осуществляется на шлифовальном станке с использованием карборундового круга либо алмазной планшайбы, или же доработка производится вручную посредством использования алмазными надфилями.

Читайте также:  Установка потолочных гардин на потолках из различных материалов, виды гардин и способы крепления

Обратный метод

Данный способ предполагает, что мастер укладывает мозаику лицевой стороной вниз в соответствии с трафаретным рисунком и закрепляет его с изнаночной стороны специальным клеем. Такая технология более применима для проекта большого масштаба: таким образом сначала собираются крупные части картины из мелких деталей, а затем уже они точно входят в указанный рисунок. Также данный способ позволяет производить шлифовку лицевой поверхности, не выходя из мастерской.

Прямой метод

Данный метод отличается тем, что здесь укладка производится уже на постоянную основу. Мастера прошлого производили выкладку поверх на выровненного закрепляющего слоя кусками вырезанных пластин из камня. На сегодняшний день оба вида набора производятся с использованием стекловолокна, и только потом переносятся непосредственно на объект.

Так, изделие, приобретшее очертания общей картины, обрабатывается посредством применения специальных паст: доводочных и полировальных, которые используются в зависимости от свойств избранного мастером минерала.

Значение флорентийской мозаики в современном мире

Помимо того, что сейчас флорентийская мозаика стала таким же объектом обожания искусных коллекционеров, как и шедевры мировой живописи или скульптуры, она не перестаёт терять свою оригинальность и без труда сможет найти своё место в любом интерьере, начиная с хай-тека и заканчивая скандинавским стилем, ведь главное в этом деле – воображение. Ведь на сегодня, как никогда ценится тот удивительный художественный эффект флорентийской мозаики, в основу которого лёг тщательный подбор оттенков камней и минералов с акцентом на том, что используется именно их уникальный естественный рисунок.

История флорентийской мозаики, от создания до наших времен

Из всех существующих с древних времен видов мозаики, как прикладного искусства, выполненного в различных техниках картин из камня, особое внимание заслуживает флорентийская мозаика, зародившаяся еще в XVI веке.

Старинные живописные полотна, сотворенные итальянскими мастерами из Флоренции, спустя прошедшие века, по-прежнему поражают своей тончайшей работой в подборе подогнанных плотно, одна к одной сотни пластинок из драгоценных и полудрагоценных камней. Созданный декоративно-прикладной жанр имеет еще одно название – Commesso, техника составления картин из кусочков камня.

Важно! Особенности флорентийских каменных полотен в том, что реалистичные изображения на них со временем не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Мозаичные работы — это шедевры декоративно-прикладного искусства созданые на века.

История возникновения техники

При семье герцога Медичи, покровителей и ценителей искусства, сохранилась первая известная людям мозаичная работа, выполненная XIV веке, что послужило, по мнению искусствоведов, началом развития флорентийской мозаики в эпоху Возрождения в Италии.

florentiyskaya mozaika foto

Потомок герцога, Фердинанд I в 1558 году набрал команду талантливых художников и основал в Уффици первую уникальную и прибыльную мастерскую «Opificio delle Pietre Dure». Для создания мировых шедевров, мозаичных панно, изначально употреблялись натуральные пластины из драгоценных и полудрагоценных камней, а впоследствии из мрамора, яшмы, агата, лазурита, аметиста, бирюзы и других природных минералов.

В своих творениях, итальянские мастера выискивали определенную фактуру и естественный рисунок камня, различая оттенки и вкрапления. Скрупулезный подбор, комбинация материалов позволяли создавать удивительные, цельные картины и предметы из кусочков камня для светского и церковного убранства.

флорентийская мозаика картины

Ценителями и заказчиками мозаичного искусства стали знатные вельможи из семейства Медичи, и короли Испании, Франции, император габсбургский Рудольф II, кардинал Мазарини. В дворцах аристократии, сохранившихся до наших времен, можно любоваться лучшими образцами.

В 18-м веке во многих европейских государствах мастера из Италии стали выполнять заказы на декорирование залов знати и костелов мозаичными картинами. В это время отмечается всплеск популярности флорентийской мозаики в мире.

В России, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, русские мастера изучили итальянскую технику составления сюжета по маленьким фрагментам и постигли секреты долголетней крепости полотен в стиле флорентийской мозаики для украшений каменных потолков, стен и разных предметов.

Важно! Приобретенное мастерство флорентийской ювелирной филигранности русские зодчие продолжили применять и в современное время, включая советское. Были достигнуты потрясающие успехи в мозаичной живописи, монументальному оформлению залов метрополитена.

флорентийская мозаика техника

Особенности флорентийской мозаики

Создание одного целостного, безупречно — гладкого полотна во флорентийской технике исполнения, это сложный, долговременный процесс, который может занимать многие месяцы.

Хорошо исполненная флорентийская мозаика обладает рядом характерных особенностей. Они заключаются в следующем:

  • знании свойств и характерных нюансов в подборе камня;
  • составление правильной комбинации цветового решения;
  • тонкая выкладка рисунка, отсутствие видимых швов;
  • скрупулезной тщательностью исполнения;
  • законченностью реалистичного сюжетного замысла.

Отличительная черта художественно подобранных сборных пластин в передаче всей палитры оттенков от обильно ярких до пастельных. К законченным работам предъявляются строгие требования:

  1. По неизменности к влаге.

Сырость не должна проникать в стыки элементов, для сохранения прочности и отсутствия плесни, коррозии.

  1. По устойчивости к климатическим условиям.

Выполненные работы на фасадах зданий, беседок, фонтанов не восприимчивы к сезонным перепадам температур. Им не страшных ни мороз, ни солнце.

  1. По уникальности.

Все мозаичные картины носят эксклюзивный характер и отличаются друг от друга, даже при схожести сюжетной линии.

  1. По долговечности.

Пластины из натуральных полудрагоценных и драгоценных самоцветов или из стекла, керамики обеспечивают долговременную яркость и насыщенность цветовых оттенков на протяжении десятилетий и более.

На фото отлично виден художественный эффект от тщательно подобранных оттенков с прожилками и краплениями во фрагментах флорентийской мозаики.

флорентийская мозаика из камня

Процесс изготовления

Собранная в панно флорентийская мозаика – это сложный процесс со стороны создания предмета искусства и творческого его воплощения.

Важно! Во избежание несчастных случаев при выполнении работ по резке и шлифовке камня, рекомендуется соблюдать правила по технике безопасности с использованием элементарных средств защиты.

Выполнение каждого художественного произведения в современных условиях производится с поддержанием определенного алгоритма действий:

Подборка нужной фактуры

Исходного сырье может выглядеть как глыба или валун от скалы или в виде обломка, цельной плиты. Первоначально проводится отсортировка отделочного материала с учетом его свойств по пористости структуры, насыщенности и яркости оттенков.

Отбор камня по рисунку, цветовой гамме ответственная операция, влияющая на художественно-декоративную ценность изготовленного изделия.

Создание фрагментов картины

флорентийская мозаика фото

Определение мест дробления кусков материала, необходимого размера для будущего изделия, осуществляется с помощью лазера. Он, по заранее заготовленной компьютерной программе, наносит контуры рисунка на поверхности материала. При этом учитывается фактура и красота каждого куска.

Заготовка деталей

В зависимости от габаритов исходного материала используют специальную технику для изготовления заготовок. Из них вырезают пластины толщиной около 3 мм по созданному контуру. Каждый элемент шлифуют и подгоняют размером к соседнему, согласно намеченного эскиза. При выполнении процесса резки используется обильное водяное охлаждение.

Сбор полотна

При наборе в мастерских крупные изображения делятся на фрагменты и наносятся на специальную подложку. Идеально подогнанные между собой по размеру, цвету, текстуре каменные пластинки собирают в отдельные части художественного произведения. С оборотной стороны каждого элемента наносят клей. Все подготовленные куски переносятся на основное место и вместе с основой прилепляются к поверхности.

После полного высыхания полотно тщательно шлифуют. Финишное полирование картины из цветных камней осуществляют с помощью пасты или суспензии с мелкозернистыми частичками.

Важно! Рекомендуется слегка смочить лицевую поверхность водой для того, чтобы увидеть, как заготовленный для мозаики материал будет смотреться в конечном результате работы.

Материалы

Первоначально мозаичные полотна и другие изделия флорентийские мастера изготовляли для монархов и флорентийской знати используя исключительно драгоценные или полудрагоценные камни. Работы выглядели прекрасно, но стоили дорого.

Использование более доступных минералов позволяло расширить изготовление очень востребованных мозаичных произведений. Применяя простые природные материалы, флорентийские мастера научились создавать прочные, долговечные художественные творения, сохраняющие до наших дней свою каменную красоту.

Картины с применением мрамора, яшмы бирюзы и аметиста и других минералов позволяют создать разнообразную по яркости, насыщенности палитру естественных оттенков. Физические и химические свойства природных материалов не подвержены климатическим испытаниям и выцветанию.

Важно! В флорентийской мозаике особенно ценятся камни, имеющие художественный природный эффект в виде разводов, пятен, вкраплений ворсинок или других частичек животно-растительного происхождения. Они расширяют декоративные возможности палитры и разнообразят естественный рисунок материалов.

Стекло

Стеклянная мозаика, выполненная в флорентийском стиле, сохраняет многолетние традиции итальянских мастеров, по созданию реалистичных, абсолютно гладкий, целостных по содержанию работ. Использование в качестве материала художественно обработанное стекло, удешевляет стоимость мозаики и востребована по трем направлениям, как:

  • украшение напольных покрытий, стен и потолков;
  • оригинальный декор мебели;
  • создание эксклюзивных аксессуаров.

Важно! Приобретение мозаичных изделий из стекла доступно многим любителям флорентийского жанра. Стеклянная поверхность не теряет цветовой гаммы оттенков, долговечна и обладает устойчивостью к любым условиям окружающей среды.

Керамика

флорентийская мозаика фото

Флорентийская керамическая мозаика, сходна с камнем, идеально подходит для украшения полов, стен. Для художественного напольного покрытия используют матовые оттенки, а для стеновых панно глянцевые.

Модные керамические картины, напоминают полотна из камня и имеют аналогичные характеристики:

  • твердое, прочное, плотное покрытие не подвержено износу;
  • располагает водонепроницаемостью и устойчива к коррозии, плесени;
  • обладает низкой теплопроводностью, электрической изоляцией;
  • устойчива к физическому воздействию и химикатам;
  • не требует особого ухода за поверхностью.

Важно! Флорентийская техника плотной подгонки пластин из керамики, как из камня, позволяет создавать востребованные, целостные, высокохудожественные панно и напольные узоры.

флорентийская мозаика

Флорентийская мозаика безупречна по подгонке стыков между каменными элементами, так что абсолютно не видно мест соединений. Современные мозаичных дел мастера не только по камню, а и по стеклу, керамике, продолжают традиции итальянских умельцев.

Эксклюзивные предметы искусства — мозаичные полотна, предназначены для элитного украшения интерьеров. Несмотря высокую стоимость, оправданную объемом, качеством работ в флорентийском стиле, мозаичные панно на стенах, потолках и красивые узоры напольных покрытий остаются востребованными.

Флорентийская мозаика. Часть 1

Мозаика (итал. mosaico, от лат. musivum, буквально ­– посвящённое музам) – общее название для нескольких техник декоративно–прикладного искусства. Наиболее известные из них – римская и флорентийская. Мозаика представляет собой изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (это может быть камень, смальта, керамические плитки, цветное стекло).

Флорентийская мозаика – самая технически сложная разновидность мозаики. Для ее изготовления мастера используют цветные поделочные камни определенных оттенков, которым придают нужную форму и огранку. После обработки каменные элементы состыковываются друг с другом, образуя рисунок.

Первые образцы мозаики восходят к III–му тысячелетию до н.э. и принадлежат культуре древнего Шумера, существовавшей на Ближнем Востоке в районе Междуречья. Археологами найдены деревянные и глиняные изделия, инкрустированные ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами. Мозаики выкладывались также на полу. Позднее, когда люди оценили огромные декоративные возможности мозаики, сфера ее применения расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и стены зданий. Из Месопотамии мозаики перекочевали в Египет, а позже – в центры Крито­–Микенской культуры.

Читайте также:  Чем штробить газобетон под проводку

Шкатулка «Штандарт Ура» (2,5 тыс. лет до н.э.): (Лондон, Британский музей)

В античную эпоху главным мозаичным центром стала Александрия Египетская, откуда мозаичное производство было позаимствовано римлянами. В ходе этой эволюции менялись материалы и техника изготовления мозаик.

В классический период мозаичные узоры на полу делались в основном из цветной гальки – из целых, не расколотых камушков. Первоначально римская мозаика тоже делалась из камня, но впоследствии была изобретена смальта. Смальта – это непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого материала римская мозаика получила широкое распространение и достигла небывалых художественных высот.

Битва Александра Македонского с Дарием, Помпеи (2 в. до н.э.), фрагмент римской мозаики

Особенно высокого совершенства мозаика достигла в Византии, когда мозаичными изображениями стали украшать стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров храмов и дворцов знати.

Техника флорентийской мозаики сложилась гораздо позднее, где–то к середине XVI века. Во Флоренции художники издавна занимались мозаикой, но лишь в эпоху Возрождения они разработали оригинальную технику, о которой и пойдет речь дальше. Флорентийская мозаика не имела широкого распространения до того момента, пока ею не заинтересовался тосканский герцог Фердинандо I Медичи (1549 – 1609). Его семья владела самой известной мозаичной мастерской в городе, открытой в 1580 году, но только его энергия придала развитию флорентийской мозаики новый импульс. Скоро с его подачи мода на флорентийскую мозаику распространилась по всей Европе.

Христос – Добрый Пастырь. Мозаика V века. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Известный историк и теоретик искусства эпохи Возрождения Д. Вазари одним из первых дал описание техники флорентийской мозаики. «Современные наши мастера, ­– писал он, ­– прибавили к мозаике из мелких кусочков другой род мозаики – в виде инкрустации из мрамора, воспроизводящих истории, написанные светотенью…Поэтому они и стали изображать с чудесным мастерством огромнейшие истории, которые можно поместить не только на полах,… но инкрустировать ими также и фасады стен и дворцов».

В мастерской Медичи, которая называлась «Галерея Деи Лавори», итальянские мастера начали экспериментировать с составлением изображений из цветных камней, которые впоследствии получили название «pietra dura», что с итальянского означает «поделочный камень».

Так постепенно возникла новая разновидность мозаики – флорентийская или «pietra dura», техника исполнения которой получила название commesso («состыкованный»). Камни, которым придавали различную форму, были настолько плотно подогнаны, что границу между ними сложно было различить. Это позволяло создавать красивейшие предметы интерьера. Искусство создания мозаичных картин в флорентийском стиле пользовалось в Европе большой популярностью около трех веков. Но к концу XIX века флорентийская мозаика стала постепенно выходить из моды.

В России флорентийская мозаи­ка появилась при императрице Елизавете Петровне в первой половине XVIII века. Однако уровень мастерства до середины XIX века был невысоким. Составить конкуренцию лучшим европейским художникам русские мастера не могли. Прорыв произошел позже и связан он с деятельностью Ивана Соколова, который сначала прошел обучение в художественном училище при Петергофской шлифовальной фабрике, а затем в 1847 году был направлен для овладения мастерством во Флоренцию. По возвращению на родину Соколов создал мастерскую в Петергофе, которая вскоре стала известна своими изделиями по всей Европе.

Флорентийская мозаика развивалась и в советское время, ею украшали потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. В основном это были монументальные полотна, в связи с чем флорентийская мозаика утратила свою ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем.

Особую раз­новидность декоративной мозаики составляет мозаика, приме­няющаяся в архитектуре для облицовки, известная под названием «русская мозаика». Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобран­ных так, что украшаемая часть здания кажется вы­полненной из целого камня. Непревзойдённый обра­зец «русской мозаики» – облицовка малахитом и ляпис–лазурью некоторых колонн в Исаакиевском соборе в Петербурге.

Последний всплеск искусство мозаики пережило в эпоху модерна: мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля в России. В XX в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.

Кроме классических видов мозаики, сегодня существует множество вариантов различных мозаичных техник и технологий. Одним из самых популярных на сегодняшний день является мозаика из битой или нарезанной по рисунку керамики или цветного стекла. Основоположником такого подхода считают Антонио Гауди, который активно применял мозаику из битой керамики и стекла в своих архитектурных шедеврах.

Живопись из солнечных самоцветов – раскройте секреты великолепных изделий!

https://yantar.ua//blog/florentijskaya-mozaika.html

Драгоценные камни – неиссякаемый источник вдохновения для мастеров. Замысловатая игра оттенков, необычная фактура, причудливое сочетание текстур – всё это позволяет изготавливать из натуральных минералов изумительные вещицы. И наша статья познакомит Вас с одной из самых изысканных отраслей подобного ремесла! Прочитав её, Вы узнаете, что такое флорентийская мозаика, как рождаются шедевры и в чём их особенности.

Флорентийская мозаика: история промысла

Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.

Мозаика Pietre Dure

Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.

Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!

Флорентийская мозаика: янтарные иконы

Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.

К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.

Янтарная комната с флорентийской мозаикой

Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село

В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.

Тайны искусства: техника изготовления мозаики

Флорентийская мозаика требует кропотливого труда и терпения – только тогда кусочки камня превратятся в шедевр! И вот какие этапы для этого понадобятся:

  • мастер набрасывает эскиз, адаптируя его под выбранный самоцвет. Необходимо учесть все характеристики минерала – его твёрдость, прозрачность, пористость, склонность крошиться;

Изготовление картины из янтаря: подготовка материала

  • подготовка материала. Самородки нагревают или погружают в кислоту, чтобы раскрыть переходы тонов, прожилки, пятна, штрихи – именно они делают произведение выразительным;

Изготовление картины из янтаря: разметка и резка

  • разметка и резка. Фрагменты высекают по контуру, оставляя небольшой допуск для стыков. Теперь эту операцию выполняют на станках, а вот раньше умельцам приходилось довольствоваться пилой из вишнёвой ветки, на которую натягивали стальную проволоку. Задача ещё усложняется, если вещица имеет изгибы либо округлую поверхность – как эргономичная янтарная ручка;

Изготовление картины из янтаря: шлифовка пластин

  • шлифовка пластин. Их толщина не должна превышать 2-3 мм (лишь тогда изображение будет живым и ярким), а края – плотно прилегать друг к другу;

Изготовление картины из янтаря: сборка мозаичной иконы

  • сборка – прямая (когда элементы сразу прикрепляются к загрунтованной основе) или обратная (рисунок в зеркальном отражении из уложенных лицевой стороной вниз деталей собирается на ткани или картоне, и затем переносится на подложку);

Изготовление картины из янтаря: затирка зазоров

  • полировка и затирка зазоров малоабразивными пастами. Драгоценные камни обретают блеск и сияние, демонстрируя все нюансы оттенков.

Изготовление картины из янтаря: полировка зазоров

Изготовление флорентийской мозаики в Украине

Зарождение этого вида искусства в нашей стране связано с принятием христианства. В XI ст. были созданы одухотворённые лики Богоматери-Оранты в Софийском соборе и сцены Евхаристии в Михайловском златоверхом монастыре, вобравшие в себя дух эллинистической и византийской культур. Позже в произведениях усилились отечественные веяния – насыщенный колорит Петриковских росписей, символичность вышивок, наивная простота рисунка Катерины Билокур (1900-1961) и экспрессионизм Михаила Бойчука (1882-1937). В ХХ ст. мозаиками отделывали киевский автовокзал и аэропорт «Борисполь», метро (станции «Крещатик», «Шулявская»), торцы домов на Проспекте Победы, Дворец пионеров.

Мозаика «Кузнецы современности»

Фрагмент мозаики «Кузнецы современности» на просп. Науки, 47. Киев. 1974 г.

Однако сейчас подобные вещицы довольно редки, особенно если они выполнены вручную с соблюдением всех технологий. И именно такие шедевры предлагает Вам интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Опытные мастера бережно реконструируют старинные приёмы обработки и комбинирования самоцветов, благодаря чему украинский сувенир становится аутентичным, оригинальным и роскошным.

Ссылка на основную публикацию