Как спустить воздух с батареи: с помощью крана Маевского и другими способами
При появлении в системе отопления пробок из воздуха, работа ее несколько ухудшается. В системе происходит плохое или неравномерное прогревание радиаторов отопления, слышен шум, хлопки. Данные неполадки приводят иногда и к гидравлическому удару, а в подобном случае система отопления может выйти из строя. Поэтому следует регулярно прислушиваться к работе отопления. Следует обязательно выполнить удаление воздуха для нормальной работы отопления.
Рассмотрим в статье как выпустить воздух из батареи отопления.
Причины завоздушивания системы
Возможные причины появления воздушных пробок в системе отопления:
- после выполнения ремонтных работ;
- при добавлении объема теплоносителя;
- при отсутствии или неправильном монтаже элементов удаления воздуха;
- нарушена герметичность соединительных элементов;
- неправильный монтаж системы (особенно это касается при монтаже естественной циркуляции теплоносителя).
Как понять что батарея завоздушена
Первым признаком нахождения воздуха может быть более низкая температура прогрева в радиаторе отопления в верхней его части, либо стать совсем холодным.
Также можно наблюдать следующее:
- слышен шум работе отопления, шипение или бульканье;
- при простукивании радиатора, можно услышать звонкий звук;
- при большом количестве воздуха в трубопроводах, при сильном нагреве теплоносителя, части системы могут даже вибрировать.
В этих случаях необходимо сразу начинать его удаление.
Опасность воздушных пробок
Завоздушивание системы отопления довольно частое явление. Малое количество воздуха может и не влиять на эффективность работы отопления.
На трубах и в радиаторах отопления появляется известковый налет, через некоторое время пропускная способность системы уменьшается. При позднем удалении воздуха, налет на трубах может полностью перекрыть прохождение теплоносителя. В этом случае придется полностью или частично выполнять ремонт всей системы отопления.
При наличии циркуляционного насоса при наличии воздуха в системе, первым из строя часто выходит данный важный прибор.
Основные мероприятия позволяющие уменьшить образование воздушных пробок
Мероприятия, которые позволяют уменьшить образование воздушных пробок в системе отопления:
- Выполнить правильный монтаж, т.е. соблюдать в нужном направлении уклоны трубопроводов. Выполнить тщательно монтаж радиаторов отопления.
- При заполнении системы не следует давать сильный напор теплоносителя. Если объем системы значительный, то теплоноситель поступает довольно медленно, а при сильном напоре воды в ней образуются при заполнении воздушные пузырьки, они и способствуют появлению воздушных пробок. Не стоит торопиться при заполнении системы отопления.
- Ненадежно выполненные точки соединения элементов способствуют протечкам теплоносителя, и воздух постепенно проникает внутрь отопительной системы.
- Для удаления воздуха монтируются специальные сантехнические приборы.
Как спустить воздух из батарей отопления
Как спустить воздух из радиаторов отопления зависит главным образом от оборудования, предназначенного для отвода воздуха. Для этого можно использовать краны, заглушки, специально установленные краны Маевского, автоматические воздухоотводчики. Можно использовать циркуляционный насос, расширительный бак или термостат.
Через расширительный бак
При монтаже отопления с использованием естественной циркуляции воздух из системы может удаляться через расширительный открытый бак. Подача магистрали отопления должна быть смонтирована вертикально к баку.
Расширитель должен быть смонтирован на самой верхней части системы. В одноэтажных частных домах часто расширительный бак монтируется даже в чердачном помещении.
Особое внимание уделяется соблюдению правильных уклонов, как на магистрали подачи, так и обратки.
В данном случае воздух, который попал в систему, удаляется при работе отопления через открытый расширительный бак.
С помощью клапанов для сброса воздуха
Этот вариант применяется при закрытой циркуляции теплоносителя. В системе обязательно используется циркуляционный насос.
Здесь следует смонтировать в верхней точке открытый расширитель, а закрытого типа установить возле входа в отопительный котел на обратке.
В закрытой системе уклоны труб отопления соблюдать не обязательно, т.к. насос принудительно подает теплоноситель.
Можно отметить, что по возможности в небольшом доме можно выполнить и правильные уклоны трубопроводов, это поможет слегка обогреть жилище при отсутствии электроэнергии.
Для удаления воздуха на поворотах и верхних точках отопительной системы монтируются специальные автоматы-воздухоотводчики. Также их устанавливают в верхней части гидрострелки.
По радиаторам отопления для удаления воздуха устанавливаются краны Маевского.
Краны Маевского можно смонтировать и на батарее с естественной циркуляцией, но с нижней разводкой трубопровода.
Для удаления воздуха следует просто открыть данные краны, когда он удален, то из крана Маевского начинает выходить теплоноситель.
Автоматы-воздухоотводчики срабатывают сами при давлении, их вообще не следует трогать. Только надо следить за нормальным давлением в системы отопления.
Отметим, что автоматы-воздухоотводчики довольно чувствительны к загрязнениям теплоносителя. Следует периодически выполнять очистку (промывку) системы отопления.
Автоматический клапан сброса воздуха
Такой клапан работает в автоматическом режиме и срабатывает при наличии воздуха. Такую систему называют поплавком.
Этот клапан сброса монтируется на радиаторе. Его можно установить в вертикальном или горизонтальном положении.
Принцип работы основан на определении количестве воды, клапан спускается и воздух выходит из радиатора. Такая работа клапана предотвращает аварийные ситуации самостоятельно, даже если Вас нет дома.
Минус данного клапана заключается в том, что его работоспособность сильно зависит качества теплоносителя. И при наличии примесей, клапан выходит из строя. Для увеличения срока службы, необходимо устанавливать фильтры для очистки теплоносителя.
Поэтому такой вариант хорошо подходит для частного дома.
Простейший вариант — сильный нагрев теплоносителя
Самый простой вариант, который довольно часто можно применить. Нагрев теплоносителя можно довести до 100 градусов.
Теплоноситель при такой температуре очень быстро двигается по всему контуру отопления и происходит удаление воздушных пробок.
Спуск воздуха из циркуляционного насоса
Воздух может скапливаться как в батареях отопления, так и в циркуляционном насосе. Он может появляться в процессе работы либо после длительного летнего простоя.
Спускником воздуха системы отопления в циркуляционном насосе является специальный винт. Расположен он в центре насоса, диаметром около 10 мм, под широкую прямую отвертку.
Для спуска достаточно открутить немного винт, чтобы воздух вышел. Когда начнет течь вода, винт надо закрутить. Процедуру необходимо повторять несколько раз через каждые 10-15 минут.
Рекомендуется перед запуском отопления перекрыть краны, и открутить полностью винт. Используя отвертку прокрутить ротор двигателя несколько раз. Если это не сделать, то есть вероятность что насос выйдет из строя. Теплоноситель является смазкой для ротора.
Как спустить воздух без крана
Если на радиаторе нет крана, и не один из способов Вам не помог, то придется стравить воздух из батареи через заглушку.
К такому способу необходимо хорошо подготовиться.
- набор ключей или разводной ключ;
- ведра, тазик, половые тряпки;
- растворитель для краски, если такая процедура давно не делалась, а заглушка и радиатор хорошо окрашены;
- герметик.
Необходимо, прилагая усилия, но не сразу, попробовать открутить заглушку. Делайте это медленно. Если не получается, то используйте растворитель чтобы убрать краску.
Медленно откручивая заглушку, прислушивайтесь, не выходит ли воздух. Если услышали шипение, остановитесь и подождите пока не стравиться весь.
Когда весь воздух выйдет, начнет литься вода. Слейте несколько литров воды. Сливайте до тех пор, пока выходящая вода будет смешена с воздухом.
После нанесите герметик на заглушку и прикрутите ее обратно, но не сильно. Далее необходимо подождать некоторое время. Проверить, решена ли проблема. Если радиатор начал прогреваться (через несколько минут), то можно хорошо закрутить заглушку.
Спуск воздуха через термостат
Если в квартире на радиаторах отопления отсутствуют краны Маевского, но зато имеются термостаты, то можно стравить воздух через термостат.
Действовать нужно очень аккуратно, в случае повреждения прокладки придется сливать всю воду для ее замены.
Чтобы спустить воздух с батареи необходимо немного открутить крепежную гайку термостата. Откручивать медленно, как в случае с заглушкой. Когда выйдет весь, слить немного воды, которая выходит смешанная с воздухом и закрутить гайку обратно.
Как стравить воздух с батарей разных типов
Сегодня в системе отопления используются радиаторы, изготовленные из различных материалов. В зависимости от материала, рекомендуется различные устройства для стравливания воздуха.
Какие устройства лучше использовать, и как выгнать воздух из системы отопления в зависимости типов радиаторов, рассмотрим ниже.
- Алюминиевые. Так как материал очень мягкий, то такие радиаторы рекомендуется устанавливать в частном доме. Для спуска используется автоматические воздухоотводчики.
- Стальные. Прочный материал выдерживает монтаж кранов Маевского, терморегуляторов для батарей отопления. Можно также устанавливать автоматические клапаны.
- Биметаллические. Такой вид радиаторов можно встретит и в частном доме и многоэтажных домах. Могут снабжаться кранами Маевского. Если условия позволяют, также могут комплектоваться автоматическими клапанами.
- Чугунные. Материал очень хрупкий, поэтому монтаж устройств для спуска воздуха нужно устанавливать с осторожностью. Можно использовать краны, болтовые клапаны. Или, используя специальный переходник, установить кран Маевского.
- Медные. Очень дорогой вид радиаторов, который требует к себе особого обращения. Для спуска воздуха используются устройства, схожие по принципу работы с краном Маевского.
- Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами. Если Вы встретили старые чугунные радиаторы, то для спуска используется обычный водопроводный кран или обычная заглушка. Для удаления воздуха необходимо просто открыть кран до момента появления воды.
Правильное заполнение системы теплоносителем — залог хорошей работы отопления
Заполнение системы по шагам:
- работа начинается с нижней точки на обратке системы отопления, возле отопительного котла должен быть смонтирован кран;
- на аварийный отвод расширительного бака надевается шланг в случае перелива (шланг выводится за пределы дома или в канализационную систему), расширитель заполняется только на 50-70% своего объема;
- небольшим напором подается водопроводная вода при открытии данного крана;
- после заполнения отопительной системы закрывается кран возле обратки;
- выполняется удаление воздуха с помощью кранов Маевского по всей отопительной системе;
- включается отопительный котел;
- проверяется прогрев всей системы отопления;
- при обнаруженных неполадках дополнительно производится удаление воздушных пробок с помощью кранов Маевского;
- в течении нескольких дней при работе отопительной системы проверяется нагрев приборов отопления, иногда приходится несколько раз удалять воздушные пробки с помощью кранов Маевского;
- в закрытой циркуляционной системе необходимо довести давление до 2 бар, после удалить воздух, как описано выше. Одновременно добавлять теплоноситель до нужного давления, эту операцию проще выполнять с помощником.
Своевременное удаление воздуха из отопительной системы продлевает срок ее эксплуатации и способствует комфорту в доме в холодное время года.
Как выпустить воздух из батареи: каждому радиатору, системе — способ свой
Не все оборудование в доме или квартире всегда работает гладко, поэтому время от времени владельцам жилья приходится сталкиваться с неприятными сюрпризами. Например, в начале отопительного сезона нередко возникают проблемы с работой радиаторов. После запуска теплоносителя в батареях появляются воздушные пробки, не дающие приборам хорошо прогреться, или вовсе оставляющие их холодными. Подобные ситуации встречаются везде: как в частных, так и многоквартирных домах. Чтобы успешно справиться с таким завоздушиванием, хозяевам необходимо понять причины неприятного явления, узнать, как выпустить воздух из батареи самостоятельно, каким образом можно предотвратить его попадание в систему.
Почему происходит завоздушивание?
Герметичность отопительной системы не уберегает ее от проникновения воздуха. Такие «заторы» очень часто сопровождают начало отопительного сезона, или мешают радиаторам работать в полную силу в первые дни после запуска системы. Причин, провоцирующих эту неприятную ситуацию, есть несколько. Воздух попадает в батареи тем или иным способом. Его появления можно ожидать в нескольких случаях:
- Система частного дома спроектирована либо реализована не совсем корректно. Например, не предусмотрены уклоны труб, не соблюдена горизонтальность радиаторов, неправильно сделаны петли, которые к тому же не имеют автоматических клапанов. Такие участки становятся постоянными «камнями преткновения», поскольку выгнать из них воздух во время запуска воды довольно проблематично.
- Жидкость, неподготовленная должным образом (из неглубокой скважины, колодца), вступает в реакцию с металлическими, алюминиевыми сплавами. Благодаря этому взаимодействию выделяется кислород. Небольшое количество воздуха может поступать через пластиковые стенки батарей: не спасает от проникновения даже кислородный барьер.
- Попадание воздуха вместе с водой. Большинство хозяев частных домов при заправке радиаторов действует практично и логично. Они пополняют запас воды в батареях из водопровода. Жидкость из него уже содержит достаточное количество кислорода.
- Ремонт, сопровождающийся разборкой элементов трубопровода и спуском воды, приводит к тому же результату. Если в мембране расширительного бака появляются микротрещины, то воздух мгновенно пользуется открывшейся лазейкой.
- Микроскопические протечки. Они часто остаются незамеченными, так как вытекающая жидкость быстро испаряется. В это крохотное отверстие тут же начинает поступать воздух, который замещает потерянный объем воды.
В загородных домах с закрытой или открытой системой воздух попадает в межсезонье. В многоквартирных домах с централизованным теплоснабжением он приникает либо вместе с теплоносителем, либо в момент запуска в начале сезона. На самом деле, точную причину выяснить сложно, но этого и не требуется. Зная, как выпустить воздух из батареи, задачу легко решить в большинстве случаев.
Симптомы завоздушивания, его опасность
Чтобы понять, что в батарее появилась воздушная пробка, специалистом быть не обязательно. О его скоплении может свидетельствовать:
- «веселое» бульканье, журчание, шипение, начавшееся после запуска теплоносителя в начале отопительного сезона;
- неравномерный прогрев — холодные участки радиатора: нагреться им мешает воздух, являющийся хорошим теплоизолятором;
- ощутимые вибрации в трубопроводе из-за контакта концентрированного воздуха и металлических поверхностей.
Большая пробка дает другие симптомы: в этом случае радиаторы остаются холодными даже в то время, когда у соседей все в порядке. Обнаружить неполадку легко. Надо взять какой-либо металлический предмет и постучать им по радиатору. Если звук будет не глухим, а звонким, то можно уверенно сказать, что произошло завоздушивание.
Металл батарей и труб при длительном контакте с воздушной массой будет истончаться из-за коррозионных процессов, во время которых он начнет распадаться, образуя углекислый газ и соли. Другое возможное последствие — образование известкового налета. В результате просвет труб уменьшится, а значит, система уже будет функционировать менее эффективно.
Циркуляционный насос, работающий в автономной системе, при попадании в нее воздуха может в любой момент выйти из строя. Если вместо водной среды подшипник попадет в воздушную, то это вызовет его перегрев, худший вариант — его поломка.
Неравномерный нагрев или любые повреждения вредят отопительной системе, они способны спровоцировать аварийные ситуации. По этим причинам владельцам рекомендуют избавляться от воздуха в кратчайшие сроки.
Как выпустить воздух из батареи?
Есть несколько способов, чтобы избавиться от проблемы. Ответ на вопрос о том, как выпустить воздух из батареи, зависит от вида системы и присутствия либо отсутствия дополнительных устройств на радиаторах. Методы для квартир с централизованным отоплением могут отличаться от тех, что используют для автономных систем частного дома.
Чтобы подготовиться к операции, надо найти разводной ключ. Если радиаторы новые, можно обойтись обычной отверткой. Обязательно понадобится емкость для сбора воды, также нужно запастись большим количеством тряпок (ветоши), чтобы избежать возможного потопа. Пакля может понадобиться в случае серьезных работ. После всех приготовлений можно начинать «священнодействовать». Метод зависит от конкретной ситуации: от вида отопительной системы, от типа и оснащения радиатора.
Помощь крана Маевского
В квартирах многоэтажных домов довольно часто устанавливают краны Маевского. Это клапан игольчатого типа. Он обычно располагается сверху, на последней секции батареи. Если у него есть пластиковая рукоятка, то дополнительный инструмент — плоская отвертка — вовсе не понадобится. Небольшой прибор дает возможность обойтись без перекрывания стояка. Работа тоже не вызовет затруднений, так как выпустить воздух из батареи в этом случае довольно просто.
- Первым делом под кран Маевского устанавливают емкость для сбора воды. На сам прибор укладывают тряпки, чтобы гарантировать отсутствие «брызг во все стороны».
- Кран открывают очень медленно, осторожно. Когда появляется свист или шипение, это знак, что «процесс пошел», что воздушная пробка начала постепенно выходить.
- После того, как воздух успешно стравился, появится вода, сразу ее перекрывать не надо, но и открывать кран больше не нужно. Рекомендуют слить как минимум 2 литра воды. Говорят, что эта операция предотвратит повторное завоздушивание, но ее делают не все.
После того как воздуха в системе не остается, кран Маевского закрывают. Когда узел имеет съемную ручку, а в квартире проживают маленькие естествоиспытатели, ее убирают «с глаз долой». Выкручивать стержень полностью запрещено, так как вкрутить его обратно под напором струи будет очень затруднительно. Чаще такая операция невозможна.
Если процесс происходил в квартире, то после этого теплоноситель снова заполняет батарею. В частном доме воду придется заливать самостоятельно в том случае, когда предусмотрено ручное включение насоса.
Автоматический воздухоотводчик
Если в отопительной системе загородного дома предусмотрены эти приборы, то хозяевам искать ответ на вопрос, как выпустить воздух из батареи, не придется. Такие устройства называют поплавками, они работают автоматически, поэтому вмешательства в свою работу не требуют.
Приборы устанавливают на батарею вертикально либо горизонтально, однако считают, что корректный монтаж — только первый. В противном случае можно столкнуться с невозможностью слить воду. Устройство самостоятельно реагирует на появление воздуха в водной среде. При скоплении воздушной массы воздухоотводчик ее быстро стравливает. Если количество воды уменьшается, то мини-прибор опускает клапан, который выпустил пробку.
Такое автоматическое устройство способно предупредить любую аварийную ситуацию, однако есть у него небольшой недостаток. Воздухоотводчик требует установки фильтра. Причина — чувствительность прибора к плохому качеству теплоносителя. Если вредных примесей в воде много, то нужны не только фильтры, но и периодическая замена уплотнительного кольца. Когда условия идеальны, воздухоотводчик будет работать долго и безо всяких проблем.
Если батареи чугунные «монстры»
Далеко не все успели (захотели) поменять чугунную «старую гвардию» на современные отопительные приборы. Такой консерватизм — причина более сложных манипуляций, которые предстоят хозяевам, так как вместо кранов Маевского там находятся массивные заглушки. Открутить их довольно проблематично. Процессу мешает краска (нередко несколько ее слоев) и пакля, старательно намотанная в «стародавние» времена.
Способа есть два: один правильный, другой для «камикадзе». Однако и тот и другой метод хозяевам не рекомендуют использовать без перекрытия стояка, если на трубах нет вентилей. Если заглушку случайно сорвет, то из-за высокого давления в системе все нижерасположенные квартиры будут затоплены.
Корректный вариант
Чтобы провести удачную операцию, разводной ключ необходим в обязательном порядке, таз и тряпки тоже. Понадобится приобрести паклю, ФУМ-ленту либо герметик. Обязательно нужно перекрыть подачу теплоносителя. Последовательно выполняют такие этапы:
- Сначала снимают паклю, но предварительно подставляют под радиатор емкость. Если до пакли сразу не добраться, то удаляют (растворяют) краску.
- Осторожно, медленно откручивают заглушку. Любых резких движений, больших усилий избегают, потому что всегда остается риск сорвать резьбу.
- Если элемент не поддается, то используют растворитель либо WD-40, преобразователь ржавчины. Средство заливают в проблемный стык.
- Затем делают паузу: ждут 5-10 минут. Потом повторяют действия, тоже аккуратно. Операцию прекращают, когда появляется посторонний звук.
- После откручивания заглушки воздушные массы начинают постепенно стравливаться, процесс этот всегда сопровождается шипением.
- По окончании этого этапа сливают примерно 3-5 литров воды. Эти действия позволят минимизировать шанс вновь столкнуться с пробкой.
Затем заглушку снова крепко закручивают, предварительно намотав новую порцию пакли. Ее можно заменить более современной продукцией — ФУМ-лентой. Однако считают, что лучший вариант — комбинация этих материалов. Но ссыхающаяся лента имеет конкурента: нередко паклю предпочитают не обматывать фумом, а обмазывать герметиком. Например, уплотнительной пастой UNIPAK.
После этих манипуляций открывают кран подачи теплоносителя. Поскольку этот метод очень сложен, при отсутствии навыков лучше вызвать специалиста, так как протечка хозяевам может обойтись очень дорого. Любой мастер-сантехник, наоборот, хорошо осведомлен о том, как выпустить воздух из батареи.
Небезопасный экспресс-метод
Если радиатор стоит с «допотопных» времен, то вполне возможно, с откручиванием заглушки собственными силами хозяин справиться не сможет. В этом случае некоторые советуют оригинальный метод — просверливание в ней отверстия.
Для этого понадобится дрель, шуруповерт и сверло по металлу (максимальный диаметр — 4 мм). Еще необходимо найти саморез, его диаметр должен быть больше отверстия на 1,5-2 мм. Под него потребуется резиновое кольцо-прокладка. Для надежности «горячей точки» советуют использовать герметик.
Сама работа проста, но должна проводиться быстро.
- Сначала просверливают отверстие, затем осторожно и медленно вытаскивают сверло.
- После того так воздух выйдет и начнет течь вода, быстро вкручивают саморез с надетой на него прокладкой.
Говорят, что предварительное промазывание этой конструкции герметиком гарантирует практически стопроцентную надежность системы. Если у хозяина появилось желание проверить эту «сентенцию», то он человек, не боящийся возможных последствий.
Стравливание через расширительный бак
Этот способ — единственная возможность победить проблему в частном доме, где не был предусмотрен монтаж кранов Маевского. Расширительные баки есть в любом частном доме, поэтому вариант можно назвать универсальным, загородным спасением.
Отопительные системы бывают открытыми и закрытыми. Первые более простые в эксплуатации. В этом случае завоздушивание — симптом, часто свидетельствующий о снижение в баке уровня воды. «Лечение» тут простое: это наполнение емкости водой.
Если бак закрытого типа, то единственным решением остается стравливание воздуха через радиаторы. Перед этой операцией советуют сначала заполнить систему таким образом, чтобы через контрольную трубу, которая выходит из расширительного бака, вылилось как минимум 10 литров. После всех работ оборудование снова запускают. Если результата достичь не удалось, то воздух выгоняют через батареи.
В старых системах в проблеме нередко виновата чересчур интенсивная работа котла. Чаще этим «грешат» твердотопливные модели, в которых не предусмотрен встроенный термостат. Чрезмерное нагревание воды приводит к ее выкипанию, выплескиванию через контрольную трубу. Если есть трещины, нарушающие герметичность, в систему начинает поступать воздух, заполняющий пустоту. Избавиться от него можно любым из вышеперечисленных способов. Однако перед операцией необходимо проверить наличие щелей, а если они обнаружились, то вовремя устранить лазейку для проникновения воздуха.
Многоступенчатая защита
Поскольку в частных домах такая проблема встречается гораздо чаще, комплексный подход к ней лучший способ избавиться от образования воздушных масс. В этом случае рекомендуют использовать специальное устройство — сепаратор воздуха.
Принцип его работы — разделение газа и жидкости. Сепаратор удаляет из системы микроскопические пузырьки, и даже кислород, растворенный в воде. В роли улавливателей выступают PALL-кольца. Они не только избавляют теплоноситель от воздуха, но и задерживают мусор — мелкие частички, которые циркулируют в теплоносителе любой системы.
Так как большее количество воздуха образуется при нагреве воды, сепараторы устанавливают сразу на выходе из котла. Чтобы защита была комплексной, систему очистки теплоносителя делают многоступенчатой. Помимо сепаратора, встроенного после котла, в схему могут войти:
- краны Маевского на радиаторах;
- воздуховоды, расположенные на коллекторах;
- автоматический воздуховод, установленный у котла.
Этот вариант будет самым эффективным способом борьбы с потенциальными воздушными пробками, но, как и любой комплекс, он потребует значительных вложений.
Как предотвратить «воздушные проблемы»?
Чтобы потом не интересоваться, как выпустить воздух из батареи, лучше вовсе не позволять ему туда проникнуть. При открытой системе отопления теплоноситель запускают самостоятельно. Перед началом операции в контуре открывают все вентили. Напор воды не делают слишком большим. После наполнения всех батарей перекрывают сливной вентиль.
Система закрытого типа подразумевает немного другой алгоритм. В этом случае все вентили, наоборот, перекрывают, исключение — входной. Второй шаг — включение насоса, который обеспечит стабильность давления в трубопроводе. После всех приготовлений в систему запускают теплоноситель, а воздух стравливают с помощью кранов Маевского.
Как выпустить воздух из батареи, знать нужно в любом случае. Как правило, в многоэтажных домах эту проблему решают не жильцы, а представители обслуживающих компаний. В частных домах в большинстве случаев с неприятностью можно легко справиться самостоятельно, без профессиональной помощи. Подобные профилактические операции со всеми радиаторами советуют проводить даже при отсутствии таких проблем. Рекомендованная периодичность — раз в год. Достаточный повод для стравливания воздуха — ремонт или замена элементов отопительной системы.
Самый простой способ — установка крана Маевского, однако его минус — необходимость регулярного ручного спуска воздуха. Поэтому оптимальным вариантом станет монтаж автоматического воздухоотвода. Да, придется потратить гораздо большую (практически в 10 раз) сумму, однако выбор способа зависит от системы отопления, от конкретных условий, в которых она работает.
Если вдруг с развоздушиванием возникли проблемы, то лучше не пытаться справиться с задачей самостоятельно. Легче вызвать специалиста, потому что он имеет право отключить стояк в любое время года: как летом, так и в «разгар» отопительного сезона.
Популярный видеоролик на эту тему можно посмотреть у нас:
Как правильно спустить воздух из батареи отопления: в квартире или доме, с помощью крана Маевского и другими способами
Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.
В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.
Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)
Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.
Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления
Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:
- незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;
- перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
- использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
- заливка в систему дополнительного объёма воды;
- узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
- при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
- отсутствие автоматики стравливания воздуха;
- засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
- низкое давление в трубопроводах с горячей водой.
Признаками завоздушивания могут быть:
- Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
- Падает температура в помещении;
- В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
- В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.
Опасные последствия завоздушенности батарей отопления
Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.
Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?
В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.
Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок
Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.
Когда нужно стравливать воздух из батарей
Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.
Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.
- По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
- Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
- В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
- За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.
Как спустить воздух из батарей отопления в квартире
Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.
Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций
Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.
Причины появления воздушных пробок
Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:
- проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
- неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
- неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
- пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
- повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
- неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
- некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.
Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.
Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.
Признаки воздушной пробки и ее вред
Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:
- температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
- батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
- слышны шипящие и булькающие звуки.
Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:
- снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
- повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
- ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
- выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».
Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.
Как выпустить воздух из батареи?
Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:
- (ручной регулятор);
- автоматическая (поплавковая) система.
Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.
Кран Маевского
Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.
Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее
Этапы работы по удалению воздуха:
- Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
- Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
- Закрыть клапан.
В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.
Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.
Автоматический воздухоотводчик
Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.
Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.
Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха
Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.
Заглушка
Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.
Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.
Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:
- Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
- Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
- С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
- Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.
Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.
Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.
На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.
Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.
Частный дом
При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.
Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.
При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.
Как выпустить воздух из батареи отопления — советы специалистов
С началом отопительного сезона некоторые жильцы многоквартирных домов и владельцы собственных коттеджей задаются проблемой: как выпустить воздух из батареи отопления?
Как правильно выпустить воздух из батареи
Необходимость в этом возникает из-за неравномерного отопления помещений. После начала отопительного сезона становится заметно, что некоторые батареи греют хорошо, а некоторые остаются холодными целиком либо наполовину. Холодные радиаторы и шумы в них – признаки образования воздушных пробок, причинами которых являются:
- отсутствие должного давления в системе отопления, что само по себе приводит к неправильной ее работе. Давление понижается при утечке теплоносителя через плохо загерметизированные швы;
- выпуск радиаторов низкого качества, несоблюдение стандартов при их изготовлении;
- производство некачественных ремонтных работ – несоблюдение направлений уклона магистралей трубопровода;
- неправильное заполнение системы отопления водой – заполнение должно осуществляться при одновременном спуске воздуха, осуществлять спуск можно только медленными темпами;
- низкое качество воды в системе отопления – слишком жесткая вода не позволяет системе работать корректно, оптимальная жесткость – 5–7 мг/экв/л.
Холодные отопительные приборы в этом случае полбеды, воздушная пробка несет угрозу всей системе отопления в целом. Металлические части системы ржавеют и перестают выполнять свои основные функции, что может повлечь за собой дополнительные траты в виде замены всей системы.
Ржавчина на батарее отопления
Неприятными моментами являются и лишние шумы в помещениях. Обычно это звук текущей воды, шум и потрескивания, которые отвлекают и мешают отдыхать и работать. Поэтому проблема правильного выпуска воздуха из батареи остается актуальной. Для проведения самостоятельных работ нужно знать нюансы правильного проведения манипуляций с отопительными приборами для спуска воды.
Как выпустить воздух из батарей
В домах и квартирах старые отопительные системы соседствуют с современными, где-то установлены батареи, оснащенные системами воздухоотвода, а в других местах стоят еще чугунные конструкции без них. Поэтому понять, как выпустить воздух из батарей той или иной конструкции, иногда представляется непростой задачей. Как правило, рассматривают несколько способов проведения профилактических работ.
В отопительной системе с естественной циркуляцией, в которой разводка труб находится в верхней части системы, воздушную пробку удаляют через накопительный бак, находящийся также в самой верхней точке. Такие системы, как менее стабильные, отходят на второй план. Их место занимают системы с принудительной циркуляцией, в которых необходимы воздухоотводчики. Они устанавливаются на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы. Это правильно в связи с тем, что при контакте этих материалов с теплоносителем обязательно будет выделяться водород, который должен быть удален.
Батарея отопления старого образца
Ручные воздухоотводчики или краны Маевского
Изобрел кран сантехник по фамилии Роев, а другой более ловкий мастер, по фамилии Маевский, запатентовал изобретение. Обычным способом сливать воду через большие отверстия в радиаторах было не экономично для котельных, так как граждане использовали горячую воду из радиаторов для личных нужд. Например, для стирки белья или мытья автомобиля.
Кран Маевского – это механический агрегат, представляющий собой болванку с резьбой 1/2 или 3/4 дюйма с крошечным отверстием посередине и уплотнительным кольцом из резины. Иногда его еще называют игольчатый клапан воздухоотводящий. Он крепится на радиатор с помощью футорки (втулки с наружной резьбой). Кран устанавливается на верхнюю часть радиатора или полотенцесушителя.
Кран Маевского устанавливается на верхнюю часть радиатора
Чтобы начать выпускать воздух из отопительной системы откручивают отверткой конусообразный винт крана против часовой стрелки и дожидаются легкого шипения и капель или струек воды – воздух пошел. Если шипение закончилось, это не значит, что процесс завершен. Лучше еще подождать некоторое время, а затем закрутить кран.
Спуск воздуха из радиатора отопления.
Совет. Сильно откручивать кран не нужно, так как напор воды может не позволить закрутить потом его обратно. При проведении манипуляций важно не забыть положить тряпку рядом с батареей. Не лишним будет обратить внимание на то, чтобы отверстие не было направлено на стены, так как появится угроза порчи отделки помещения.
Цена крана Маевского 60–100 руб. Некоторые фирмы предлагают модели, стилизованные под старину, их цена достигает 1200 руб.
Кран Маевского стилизованный под старину
Автоматический воздухоотводчик
Это металлический агрегат, крепящийся на радиатор, который сконструирован для автоматического удаления воздуха без участия человека. Внутри находятся поплавок и игольчатый клапан. Эти два механизма создают баланс воздухоотводчика. В рабочем состоянии корпус заполнен водой, поплавок поднят, клапан закрыт. Образовавшийся воздух постепенно поступает в прибор, поплавок под его воздействием опускается и открывает клапан, что позволяетвоздуху выйти наружу. Эти приборы обычно устанавливают в высших точках отопительной системы, где скапливается наибольшее его количество.
Эти агрегаты могут быть прямыми или угловыми, в зависимости от конфигурации батарей. Важно, что выпускное отверстие всегда должно быть направлено вверх.
Автоматический угловой воздухоотводчик
Автоматический воздухоотводчик устанавливается двумя способами.
- Прямая установка в резьбу.
- Установка через отсечной клапан. Этот клапан позволяет снимать воздухоотводчики без отключения системы. Снимают их для периодической чистки, так как в загрязненном примесями состоянии он перестает правильно работать.
Чтобы избежать проблем при установке этого механизма, соблюдают ряд правил. Откручивать и закручивать его можно только гаечным ключом, так как при использовании разводного можно не рассчитать усилия, и он треснет. За корпус воздухоотводчика во время проведения работ держаться нельзя – можно сломать.
Автоматический воздухоотводчик на батарее
Цена на автоматический агрегат от 300 до 500 рублей, что значительно дороже его механических аналогов. Известные фирмы, выпускающие воздухоотводчики – Danfoss и Wind.
Автоматический воздухоотводчик Danfoss
Как выпустить воздух из чугунной батареи
Для проведения манипуляций по удалению лишнего воздуха из чугунных отопительных приборов старого образца в многоквартирных домах приглашают сантехников из ЖЭКа, так как это правило регламентируется постановлением Министерства государственного строительства от 27 сентября 2003 года. На самом деле, сантехники устраняются от этих работ, предоставляя право хозяевам решать проблемы с отоплением.
В частных коттеджах, как правило, эту работу приходится выполнять самим жильцам. Некоторые умельцы устанавливают на отверстия в чугунных батареях обычный кран, что, несомненно, портит вид жилого помещения, но упрощает процесс спуска воздуха. Чтобы выпустить воздух из чугунной батареи правильно, нужно знать определенную последовательность действий.
Монтаж шланга к отверстию радиатора
В частном коттедже котел обязательно отключают. Если все же работы решено производить самостоятельно в квартире, необходимо отключить распределительный вентиль на стояке. Далее нужно перейти к монтажу шланга к отверстию радиатора. Шланг должен быть длинным, доходить до ближайшего удобного слива в канализацию или на улицу.
Совет. Во время выпуска воды нужно поставить под батарею миску или ведро с водой и запастись тряпками, так как вода вытечет из батареи.
Потом отвинтить заглушку. Это бывает не просто сделать, потому что чугунные батареи обычно красят масляной краской, и она затвердевает вокруг заглушки. Иногда на соединительные части наносят еще и паклю, которая также не способствует легкому отвинчиванию заглушек. Для облегчения работ наносят специальную смазку на резьбу, что упрощает процесс откручивания.
Разводным гаечным ключом откручиваем гайку
Работы производят с помощью разводного гаечного ключа.
Совет. Если сразу отвинтить заглушку на чугунной батарее не представляется возможным, смазка не помогает, то растворить краску поможет керосин, его наносят на стыки и ждут 10–20 минут.
После того как все необходимые работы проведены, необходимо замотать заглушку фум-лентой (тонкий прозрачный уплотнитель) и опять прикрепить ее.
По окончании работ устанавливаем заглушку на место
Нужно ли выпускать воздух из батареи, решать хозяевам домов и квартир. Но если есть желание проживать в комфортных условиях, не замерзая из-за некорректно работающего отопления, то лучше научиться выпускать воздух из батареи отопления самому. Тем более что при знании последовательности действий, это не представится сложной задачей!
Популярные статьи
Геолокация по номеру телефона — как определить бесплатно. Как узнать местоположение мобильного по номеру
Как спустить воздух с батареи отопления
Воздух, скопившийся в системе отопления, перекрывает поток теплоносителя. Чтобы избавиться от воздушных пробок в теплосистеме, нужно спустить воздух из батареи. Техника развоздушивания зависит от конструкции радиаторов и особенностей самой системы.
Почему завоздушиваются радиаторы и к чему это приводит
Причины появления воздушных пробок могут быть различными:
- Неправильно выбранный уклон при установке элементов самотечной системы. Если наклон недостаточен или отсутствует, циркуляция будет слабой, и появятся воздушные скопления.
- Неверно проведенный монтаж систем с принудительной циркуляцией.
- Низкий уровень давления в трубах. В их просвете появятся пустоты, заполняемые воздухом.
- Использование неподходящего теплоносителя. Залитая в радиатор жидкость вступает в реакцию с металлом, из которого он сделан. В результате образуются кислород или водород. Они и создают газовоздушные пробки.
- Перегрев теплоносителя. Чаще всего происходит в старых однотрубных системах. Из–за высокого давления температура кипения воды в них понижена, но в случае снижения давления носитель закипит, выделяя газы. Они и образуют воздушный затор.
- Слишком активное заполнение пустых коммуникаций. Теплоноситель, поступая в трубы с большой скоростью, пузырится, а затем пузырьки превращаются в пробку.
- Слабая герметизация. Воздух способен просачиваться внутрь тепловых коммуникаций даже через микроскопические дырочки. Поэтому небольшая щель или негерметичная арматура могут вызвать такую проблему.
Газовоздушные пробки губительны для тепловых коммуникаций. Батареи плохо и неравномерно прогреваются, а трубы могут издавать гул. Но самое неприятное – газообразные вещества, вступая в реакцию с металлом, окисляют и разрушают тепловые элементы. Приходится заниматься починкой и восстановлением. Поэтому от газовоздушных очагов необходимо избавляться. Обязательно надо найти причину завоздушивания и устранить ее. Стравливание воздуха – временное решение проблемы.
Как понять, что батарея завоздушена
Признаки возможного наличия воздушной пробки:
- В помещении становится холодно. «Пострадавший» радиатор на ощупь прохладнее остальных и на нем ощущаются холодные участки. Если по прохладному месту постучать, раздастся звонкий звук. Зоны, заполненные жидкостью, звучат глуше.
- Прислонившись ухом, можно услышать шипение, шум, бульканье. Иногда эти звуки достаточно громкие.
- При незначительных газовых скоплениях нагрев не уменьшается и определить наличие пробки сложно. Но скопившиеся газы делают свое дело. Из–за них текут радиаторы и трубы, «летят» циркуляционные насосы для перекачки теплоносителя.
Если в доме происходит что–то похожее, значит, надо срочно выгонять воздух. Иначе в помещениях будет холодно, а элементы системы придется постоянно менять или ремонтировать.
Как спускать воздух с батарей отопления
Посмотрите, установлен ли на батарее кран Маевского – воздухоотводчик. Кран устанавливается к одному из присоединительных резьбовых фланцев. С ним выпускать скопившийся воздух проще всего. В остальных случаях потребуется больше усилий.
Как убрать воздух через кран
Краны Маевского, или воздушные клапаны, ставят в многоквартирных домах вместо запорно–регулировочной арматуры. Такая конструкция позволяет стравливать воздух и сливать воду. Кран представляет собой заглушку с головкой, на которой находится отверстие или желоб. В середине расположен кран под шлицевую отвертку. Самые удобные конструкции оснащены поворотным ключиком.
Порядок действий таков:
- Поверните краник. После нескольких оборотов с шипением начнет стравливаться воздух, а позже пойдет смесь газа и теплоносителя. Жидкость нужно слить. Слишком сильно крутить не следует, иначе носитель, проступающий под высоким давлением, обольет стены, пол и мебель.
- Воды придется сбросить порядочно. В многоэтажке потребуется выпустить 20–30 литров, то есть два-три ведра. В частном доме столько сливать не надо – достаточно дождаться момента, когда жидкость потечет ровной непузырящейся струйкой. После этого можно кран закрутить обратно.
Если вы не хотите постоянно заниматься стравливанием – купите и установите автоматизированный клапан. Цена его невелика. Но помните, что автоматика иногда дает сбои, поэтому отопление требует контроля. Автоматический клапан позволяет при необходимости выполнить ручной спуск воздушной пробки.
Как убрать воздух без крана
При отсутствии на радиаторе крана или клапана стравливать газовоздушную смесь придется через заглушку. Это плоский элемент, посаженный на паклю, который находится на противоположной стороне от ввода. В старых домах он часто закрашен несколькими слоями краски и плохо заметен.
Если нет возможности отсечь комнату от общедомовой теплосистемы, до начала работ перекройте общий стояк. Иначе произойдет потоп.
- Разводной ключ.
- Растворитель для краски.
- Ведро или таз для слива воды.
- Пакля
В первую очередь, размягчите растворителем краску на заглушке, чтобы появилась возможность ее открутить. Снимают элемент разводным ключом. Но даже после размягчения краски заглушка откручивается с большим трудом.Поэтому придется приложить усилия. Поворачивайте ключ медленно и аккуратно, пока не услышите шум выходящего воздуха. Стравите его и слейте примерно три ведра теплоносителя. Под заглушкой намотана пакля – замените ее новой. Затем все прикрутите на место.
Развоздушивать теплосистему таким образом достаточно хлопотно. Поэтому сейчас массово меняют старые радиаторы на новые модели, более удобные в эксплуатации.
Как спустить воздух из старых батарей
Такие модели – гармошки – стоят в домах, построенных очень давно. В них одна точка слива на весь стояк, и ее иногда сложно найти. Отыщите ее и приступайте к процессу:
Если слив предусмотрен на последнем этаже, на батарее в одной из квартир должен стоять кран. В таких теплосистемах он простой, с «барашком» или «бабочкой» на штоке. Его надо просто открыть и слить теплоноситель. Используйте термостойкую емкость, поскольку в старых однотрубных системах и их более позднем аналоге – ленинградках температура жидкости очень высокая.
Если барашка на штоке нет, воспользуйтесь разводным ключом или грейферным захватом. Как правило, после нескольких оборотов начинает выходить пузырящаяся вода.
На многих старых батареях нет сливных устройств. Придется откручивать ключом заглушку, расположенную сбоку на корпусе. Перед этим нужно размочить растворителем присохшие к ней слои краски. После развоздушивания и слива воды поменяйте паклю под заглушкой и все прикрутите обратно.
Убрать воздушную пробку можно и из подвала, но придется долго разбираться в хитросплетении труб, искать свой стояк и откручивать на нем вентили. Лучше обратиться к специалистам, чтобы не оставить без тепла весь дом. В старых домах с прямоточной системой воздух надо стравливать из расширительного бачка, находящегося на чердаке или последнем этаже. Это тоже лучше доверить сотрудникам ЖЭКа.
Как сливать воду из батарей разных типов
Методика развоздушивания в большей степени зависит не от типа или материала батареи, а установленных на ней воздухоотводящих устройств. Это могут быть обычные регулирующие краны, клапаны Маевского или автоматические воздухоотводчики.
Как слить воду из чугунных батарей
На старых чугунных моделях стоит простая запорно-регулировочная арматура. В этом случае достаточно просто повернуть «барашек» или вентиль и слить воду. Если на радиаторе установлена заглушка, открутите ее разводным ключом. Основная проблема – несовершенство старых коммуникаций. Не всегда можно убрать завоздушенность даже на последнем этаже. Нередко приходится спускаться в подвал или подниматься на чердак к расширительному бачку, чтобы открыть вентиль.
Современные чугунные модели оснащают воздухоотводчиками. Для любителей старины есть даже модификации кранов Маевского, выпущенные в ретро–стиле. От стандартных вариантов они отличаются только дизайном. Конструктивных отличий в них нет.
Для удаления пробки возьмите емкость и поднесите ее к устройству для слива. Поворачивайте вентиль ключом или отверткой. Выльется вода с пузырьками. Чтобы гарантированно избавиться от проблемы, придется стравить примерно 30 литров.
Чугунные батареи, произведенные в наши дни, лучше укомплектовать автоматическими воздухоотводящими устройствами, не требующими постороннего вмешательства. В этом случае ничего спускать не придется – газовоздушная смесь будет выходить автоматически.
Как слить воду со стальных и биметаллических батарей
Эти современные модели оснащаются клапанами Маевского. На устройстве имеется винт, который нужно слегка открутить отверткой или ключом. Через боковое отверстие начнет выходить воздух. Затем через него нужно стравить воду. В многоэтажном доме – примерно 30 л, а в частном – меньше, до исчезновения воздушных пузырьков.
На стальные и биметаллические модели желательно устанавливать автоматический воздухоотводчик. Они сразу стравит газы. Иначе водород и кислород, содержащиеся в радиаторном пространстве, вступят в реакцию с металлическими поверхностями. Появится ржавчина, начнутся протечки и придется все ремонтировать.
Как слить воду с алюминиевых радиаторов
На алюминиевых радиаторах всегда ставятся воздухоотводчики автоматического или ручного типа. Иначе алюминий, легко контактирующий с водородом и кислородом, быстро потеряет прочность.
В этом случае устранить завоздушивание достаточно легко. При наличии ручного клапана Маевского возьмите емкость и подставьте ее под радиатор. Проверните винт, находящийся в середине, ключом или отверткой, выпустив воздух. Затем слейте воду и все закрутите.
Чтобы радиатор из алюминия прослужил долго, на него крайне желательно поставить автоматический воздухоотводчик. Однако при очень жесткой воде автоматика может забиваться, давать сбои и не спускать скопившиеся газы. Поэтому периодически придется проверять наличие пробок.
Для этого приложите ухо к радиатору и прислушайтесь. Если слышны шум, гул, другие странные звуки, значит, внутри образовался воздушный затор, от которого нужно избавиться.
Как избежать воздушных пробок
Легче всего избежать появления воздушных пробок на автономном отоплении. Главное – все правильно смонтировать:
- Возле котла и на коллекторах поставить воздухоотводчик, по которому уйдет основной объем образовавшейся газовоздушной смеси.
- За котлом установить сепаратор, убирающий мелкие воздушные пузырьки. Водный поток в сепараторе затормаживается, пузыри укрупняются и удаляются через специальный отвод.
- На каждый радиатор установить автоматические краны Маевского, через которые газы выходят наружу.
Если теплосистему автономного типа оснастить таким образом, завоздушивания в ней не будет.
В прямоточной системе пробок можно избежать, если правильно выставить наклон элементов. Тогда газовоздушная смесь уйдет через расширительный бачок.
В остальных случаях воздух в батареях будет скапливаться. Его образование можно уменьшить, если следить за герметичностью, правильно проводить монтажи, заливать только подходящий теплоноситель и контролировать его температуру. Не помешает поставить автоматические клапаны для постоянного отвода газов из системы.
Советы от специалистов
- Воду в начале отопительного сезона в систему теплоснабжения заливайте медленно, не провоцируя появление пробок. Желательно залив проводить только снизу.
- При первом пуске не протапливайте очень сильно. Пусть сначала трубы и радиаторы прогреются до 60 градусов. Потом слейте немного воды и усильте нагрев.
- При спуске воды через кран Маевского полностью его не выкручивайте и не снимайте. Из–за высокого давления вкрутить устройство обратно будет очень сложно. Краны вообще не надо резко открывать, чтобы не сорвать и не залить квартиру кипятком.
- Если удаление воздуха не дало результатов, нужно проверить всю теплосистему. Возможно, причина кроется в забитых в трубах или стояках, которые нужно продувать и прочищать.
В целом, избавиться от завоздушенности отопительной системы в несложных ситуациях можно самостоятельно, но требуется внимательность и осторожность. При наличии сомнений целесообразнее доверить дело специалистам, которые уверенно ориентируются в тепловой разводке дома или квартиры, имеют необходимые инструменты и навыки.