Что такое TIG-сварка и каковы особенности этого метода?

TIG сварка — что это такое и для чего она нужна

TIG сварка была разработана более 50 лет назад для авиационной промышленности в связи с необходимостью соединять алюминий и магний. Первоначально в качестве экранирующей среды, в которой обрабатывался шов, использовали гелий, поэтому технологию можно было классифицировать как гелийдуговую сварку. Сегодня наиболее общим названием для подобных методов является аббревиатура TIG (Tungsten Inert Gas) — Вольфрам Инертный Газ, а вместо гелия чаще используется аргон. Сущность процесса такова: электродуговая сварка производится неплавящимся электродом в облаке из инертного газа. Сварочный материал подаётся в зону соединения отдельно.

  • Вольфрам и инертный газ
  • ТИГ сварка — что это
  • Применение ТИГ

Аргон:

  • оптимизирует зажигание и стабильность дуги;
  • создаёт химически чистую среду в области электрода;
  • рекомендуется для ручной сварки.

Гелий:

  • благодаря высокой теплопроводности позволяет создавать широкий и глубокий шов;
  • уменьшает образование пор при сварке алюминия;
  • рекомендуется для автоматической сварки.​​

И аргон и гелий не меняют химсостав сварного шва. В некоторых случаях используют сложные смеси газов. Экран из чистого аргона удовлетворяет практически большинству требований к среде, в которой должна происходить сварка.

Вольфрам и инертный газ

Для TIG сварки существуют и другие названия, например, WIG и GTAW. Поскольку самые распространённые обозначения описываемого метода включают в себя термин «вольфрам», как основу технологии, то для понимания важности этого материала для процесса стоит остановиться на его свойствах подробнее.

Вольфрам — крайне тугоплавкий и очень хрупкий металл, типично применяемый как электропроводный материал с высокой температурой плавления: в лампах накаливания, нагревательных элементах, ракетных двигателях. В TIG сварке он используется в качестве нерасходуемого электрода, предназначенного для создания дуги с температурой до 6000 °C. Выдающаяся термостойкость и отличная электропроводность сохраняют вольфрамовый электрод от выгорания.

Уникальные механические свойства этого металла позволяют работать дугой с температурой, превышающей возможность сохранения вольфрама в твёрдом состоянии. Предел прочности на растяжение у него значительно выше по сравнению, например, со сталью. Несмотря на такие выдающиеся прочностные характеристики, сохраняемые вольфрамовым электродом в горячей среде, сам металл очень хрупок — его нетрудно разрушить ударом молотка.

О чём говорит в названии метода термин Inert Gas? Основными компонентами атмосферы являются кислород и азот. Последний легко растворяется в расплавленном материале и вступает с ним в соединение, образуя нитриды. Кислород активно окисляет металлы при высоких температурах. И первое и второе приводят к большому количеству нежелательных примесей в сварном шве, что делает его хрупким и непрочным. Сложные и ответственные работы возможны только при производстве сварочного процесса без присутствия воздуха. Создание экрана из инертного газа в высокотемпературной зоне позволяет решить эту задачу.

ТИГ сварка — что это

Итак, ТИГ сварка требует три вещи: тепла, экрана и материала для создания шва. Температура в зоне работы повышается с помощью электричества, подаваемого через вольфрамовый электрод. Экранирование осуществляется подачей сжатого газа в место создания дуги, чтобы защитить процесс от атмосферного воздуха. Сварочным материалом, заполняющим шов, служит обычная проволока, расплавляемая при помощи погружения в дугу.

Преимущества:

  • универсальность — можно сваривать практически все металлы и их сплавы во всех положениях;
  • возможность работы с тонкими листовыми металлами;
  • высокое качество и чистота шва;
  • лёгкий контроль сварочной ванны;
  • возможность автоматизации и механизации метода.

Недостатки:

  • невысокая скорость, особенно при работе с толстыми деталями;
  • качество ручной сварки требовательно к мастерству сварщика;
  • работа мощной дуги может создавать помехи для радиоэлектронных устройств.

Применение ТИГ

Описываемый метод даёт возможность получать чрезвычайно чистый сварной шов высокого качества. Процесс исключает образование шлака — это позволяет избежать загрязнений сварного шва дисперсными включениями и практически не требует его очистки. Метод TIG в основном используют для работы с нержавеющими или другими высоколегированными сталями, для сварки таких материалов, как алюминий, медь, титан, никель и их сплавов.

  • В авиации и космонавтике. Создание современных летательных и космических аппаратов не обходится без аргонодуговой сварки благодаря универсальности и точности технологии.
  • В автопромышленности. Сварочные швы, полученные способом TIG, зарекомендовали себя как коррозионностойкие соединения, поэтому автомобильные крылья зачастую приваривают именно этим способом, чтобы защитить их от ржавчины во время эксплуатации.
  • В ремонтных и восстановительных работах. ТИГ процессы востребованы в ремонте — от сварки алюминиевых инструментов в быту до решения сложных промышленных задач.
  • В производстве арт-объектов. Поскольку метод ТИГ позволяет получать сварочные швы косметического качества, этот способ обработки металлов привлекателен для художников и дизайнеров. Изделия, для которых внешний вид сварки очень важен, создаются с помощью методов ТИГ. Это могут быть как промышленные изделия, так и единичные произведения искусства, например, металлические скульптуры.

Общая концепция сварки TIG. Оборудование для сварки TIG

Наличие оксидной плёнки, обладающей высокой тугоплавкостью и плохой электропроводностью, весьма затрудняет сварку алюминиевых сплавов. Кроме того, алюминий имеет такое большое химическое сродство к кислороду, что механическая очистка поверхности основного материала перед сваркой действует в течение непродолжительного времени, после чего поверхности очень скоро вновь образуется оксидная плёнка Разрушение оксидной плёнки представляется довольно сложной задачей, требующей больших вложений энергии. Поскольку разрушить плёнку нагревом электрическим током сложно из-за её плохой электропроводности, можно прибегнуть к разрушению плёнки методом катодного распыления. Это обуславливает необходимость применения сварки на переменном токе.

Рис. 6. Концепция сварки TIG

1. Сварка TIG

Сварка методом TIG — наиболее распространенный способ сварки, применяющийся для изготовления сварных конструкций из алюминиевых сплавов ответственного назначения. Основным преимуществом процесса дуговой сварки вольфрамовым электродом в среде защитного газа является отсутствие шлаковых включений, возможность работы на малых токах дуги (от 5 А), возможность сварки тонких листов, высокая устойчивость горения дуги во всем диапазоне токов, технологичность процесса.
При сварке TIG дуга горит между неплавящимся вольфрамовым электродом и свариваемым изделием. При этом отсутствует перенос расплавленного металла через дуговой промежуток, что облегчает условия горения дуги и обусловливает её высокую стабильность, исключает разбрызгивание расплавленного металла, сокращает потери на испарение и улучшает качество сварного шва за счёт ограничения взаимодействия расплавленного металла с газами столба дуги.
Сварка TIG на переменном токе открывается возможность разрушить и устранить оксидный слой при помощи носителей заряда в электрической дуге. Для этого подходят только ионы, поскольку электроны из-за своей малой массы не обладают достаточной для такого процесса кинетической энергией.
На рис. 7 показан поток носителей заряда в электрической дуге. Когда отрицательный полюс находится на электроде, электроны перемещаются от электрода к изделию, а остаточные ионы — от изделия к электроду. При такой полярности очищающий эффект невозможен. При обратной полярности более тяжёлые ионы возвращаются на поверхность изделия. При этом за счёт своей высокой кинетической энергии они могут разрушить и устранить оксидный слой на поверхности изделия.

Если бы сварка выполнялась на горячем положительном полюсе, то у электрода была бы очень низкая токонесущая способность. Поэтому данный вариант сварки TIG применим только для сварки очень тонких алюминиевых конструкций (с толщиной стенки до 2,5 мм). Переменный ток предлагает компромиссное решение. Когда на электроде находится позитивная полуволна, возникает очищающий эффект. Следующая за ней отрицательная полуволна снова охлаждает электрод. Поэтому можно говорить об очищающей и охлаждающей полуволнах. Токонесущая способность при сварке переменным током меньше, чем при сварке постоянным током на отрицательном полюсе, но она значительно выше, чем при сварке на положительном полюсе.

В настоящее время также применяют вариант сварки TIG на отрицательном полюсе, при котором используется защитный газ с высоким содержанием гелия (например, 90% He / 10% Ar). При сварке на отрицательном полюсе, как уже было описано, оксидная плёнка на поверхности не разрушается. Однако она расплавляется при высокой температуре мощной гелиевой дуги. Поэтому она лишь немного повреждается. Сварка TIG постоянным током на отрицательном полюсе в среде гелия благодаря лучшему проварy применяется, в первую очередь, при ремонтных сварках литых деталей из алюминиево-кремниевых сплавов.

2. Источники питания для сварки TIG

Питание дуги осуществляется переменным током от источников с падающими внешними характеристиками. Существует справедливое мнение, что сварку TIG необходимо производить на штыковых или крутопадающих внешних вольт-амперных характеристиках. Это обусловлено тем, что в указанном случае минимален пусковой бросок тока, что резко улучшает свойства сварного соединения. Переменный ток дуги при сварке алюминия обеспечивает разрушение окисной пленки. Для повышения стабильности горения электрической дуги и эффективного разрушения окисной пленки, кроме падающей внешней характеристики источника и постоянной работы осциллятора используют дополнительную индуктивность (дроссель) в цепи дуги (обеспечивает дополнительную ЭДС самоиндукции и не позволяет погаснуть электрической дуге). Осцилляторы выполняют две функции — бесконтактное зажигание электрической дуги и стабилизацию сварочного тока в момент прохождения через ноль специальными стабилизаторами, синхронизированными со сварочным током и включенными, как правило, параллельно электрической дуге. Последние устройства обычно совмещают с осцилляторами. Электрическая дуга горит между изделием и неплавящимся вольфрамовым электродом. Для повышения стабильности горения электрической дуги рекомендуется тщательно затачивать конец вольфрамового электрода. Симметричность тока обеспечивает равную проплавляющую и очищающую способность электрической дуги. Это самый простой и распространенный способ сварки TIG.
По сравнению со сваркой TIG симметричным током, сварка алюминиевых сплавов асимметричным переменным током расширяет технологические возможности за счет регулирования параметров тока прямой и обратной полярности. Как правило, регулировка асимметричности осуществляется в пределах 30% от амплитудного значения параметра. Преобладание составляющей тока прямой полярности приводит к увеличению глубины проплавления и скорости сварки, а также к повышению стойкости вольфрамового электрода. Преобладание тока обратной полярности улучшает очистку свариваемого металла от окисной пленки и улучшает качество формирования шва. Выбор правильного режима сварки в этом случае является задачей технолога.
В ряде случаев целесообразно использовать сварку TIG импульсной дугой. Подача импульсов осуществляется, как правило, с частотой до 50 или свыше 100 Гц и эти импульсы накладываются на базовое напряжение на дуге. Импульсы имеют остроугольную или прямоугольную форму и служат для улучшения формирования сварного шва (при частоте следования 1-50 Гц) и для улучшения удаления окисной пленки (при частоте следования более 100 Гц). Наиболее часто такие импульсы применяются при сварке тонколистового металла.
Генераторы импульсов тока являются основным блоком источника питания для импульсной сварки. Они включают в себя регуляторы нарастания/спада тока и осуществляют цикл сварки, показанный на Рис. 10. При такой схеме цикла сварки регулируются все составляющие цикла — IИ, IП, tН, tИ, tП, tК. Наиболее важной составляющей является tК; при плавном спаде тока в конце сварки происходит равномерная и качественная заварка кратера шва, что позволяет завершать сварку на самом изделии, не прибегая к трудоёмкой технологии установки выводных пластин. Этот же генератор управляет и открытием электромагнитного газового клапана и позволяет осуществлять предварительный (до зажигания дуги) и последующий (после гашения дуги) обдув защитным газом. При предварительном обдуве защитный газ вытесняет атмосферный воздух из зоны сварки, а последующий обдув газом позволяет завершить кристаллизацию и остывание металла шва в течение 3-5 сек после окончания сварки. Схема открытия газового клапана приведена на Рис. 11. При этом tпр и tпосл также можно регулировать.
Наилучшими сварочными свойствами обладают инверторные источники питания, основным элементом которых является полупроводниковый инвертор — устройство для преобразования постоянного напряжения в переменное высокочастотное. Инверторные схемы строятся на быстодействующих тиристорах или транзисторах. По сути, в сварочной цепи течёт переменный ток высокой частоты (несколько десятков кГц, а иногда и МГц). Несущая частота сварочного тока обуславливает высокие сварочные свойства инверторных выпрямителей. Инверторы AC/DC, используемые при TIG сварке алюминиевых сплавов, имеют дополнительный блок — вторичный инвертор, осуществляющий дополнительное инвертирование сварочного тока.
Поскольку частота тока напрямую связана с массой магнитопроводов и потребным сечением проводов катушек, масса трансформаторов и дросселей в инверторных выпрямителях очень невелика (примерно в 10 раз меньше, чем масса трансформаторов и дросселей, рассчитанных на ток частотой 50 Гц) и составляет 0,1 ÷ 0,3 кг на 1 А сварочного тока и 4 ÷ 8 кг на 1 кВт потребляемой мощности. Инверторные выпрямители очень экономичны в эксплуатации; так как они не потребляют реактивной мощности, их коэффициент мощности cosφ близок к единице, а КПД не ниже 0,7, а иногда достигает 0,9.

Для достаточного очищающего эффекта совсем не нужно целой положительной полуволны, достаточно 20 — 30%. Именно это используется в современных источниках тока для TIG сварки. Они производят искусственный переменный ток с волнами прямоугольной формы; за счёт быстрого переключения силовых элементов (тиристоров или транзисторов) на электрод попеременно переключается положительный и отрицательный полюс источника постоянного тока. При этом баланс отношения обоих полуволн может изменяться, например, от 20% положительного полупериода/80 % отрицательного полупериода до 80% положительного полупериода /20% отрицательного полупериода (Рис. 14). Проплавляющая способность дуги при этом остаётся на приемлемом уровне.

Меньшая фаза положительного полюса обеспечивает более высокую токонесущую способность электрода, а при одинаковой установке тока — большую стойкость. В таких так называемых «прямоугольных источниках» может часто изменяться и частота искусственного переменного тока, например, от 50 до 300 Гц. Повышение частоты способствует сохранению электрода. Прямоугольный искусственный переменный ток обладает и другими преимуществами. Поскольку ток при смене полярности имеет очень крутую характеристику, то время запаздывания дуги при прохождении через ноль значительно короче, чем при синусоидальной форме тока. Поэтому происходит более надёжное зажигание, даже без использования приспособления для зажигания, а электрическая дуга в целом стабильнее. При этом повторные зажигания дуги сопровождаются сильным гудением.

3. Горелки для сварки TIG

Сварочная горелка TIG является основным рабочим инструментом сварщика, в котором закреплён неплавящийся электрод; через горелку подаётся сварочный ток и защитный газ. В настоящее время выпускается большое количество различных горелок:
— с газовым и водяным охлаждением,
— с подачей защитного газа через диффузор или через газовую линзу (обеспечивает более стабильный ламинарный поток защитного газа),
— с регулировкой или без регулировки тока сварки,
— с жёсткой или гибкой головкой.

4. Механизация ручной сварки TIG

Как известно, автоматизация сварочного процесса определяется степенью автоматизации двух сварочных движений — перемещения сварочной дуги вдоль линии стыка и подачи присадочного материала в зону сварки. Механизация ручной сварки TIG достигается автоматической подачей присадочной проволоки в зону сварки. Таким образом, возникает понятие полуавтоматическая сварка неплавящимся электродом. Чаще всего используют более простую систему с холодной присадочной проволокой, являющейся нейтральной по отношению, как к неплавящемуся электроду, так и к свариваемому изделию.

Читайте также:  Гибкий вал для работы с гравером

Организация автоматической подачи присадочной проволоки предусматривает:

1) Наличие блока подачи присадочной проволоки.
2) Установку сопла подачи присадочной проволоки на сварочную горелку.
3) Коммутацию блока подачи присадочной проволоки и источника питания сварки TIG.

4.1. Комплект оборудования для подачи присадочной проволоки

Блок подачи присадочной проволоки включает размоточное устройство для проволоки, двигатель подачи и механизм правки и подачи проволоки. Самый простой вариант — использовать стандартный блок подачи проволоки от сварочного полуавтомата, соответствующим образом скоммутированный с источником питания сварки TIG. При этом достигается существенная экономия, особенно теми производителями, которые производят также оборудование для MIG/MAG сварки.
Сопло подачи присадочной проволоки устанавливается непосредственно на керамическое газовое сопло сварочной горелки при помощи крепёжного хомута. Проволока подаётся в сопло от блока подачи проволоки по тефлоновому каналу подачи.
Коммутация блока подачи и источника питания осуществляется при помощи дополнительной панели управления, которая устанавливается либо в источнике питания, либо в блоке подачи.

4.2. Подготовка блока подачи проволоки

Алюминиевая проволока, особенно малых диаметров (0,8 мм и 1,0 мм), очень мягкая и её подача легко может быть нарушена неправильным подбором системы подачи.
Для сварки алюминиевых сплавов следует использовать только четырёхроликовые механизмы подачи. Правильные и подающие ролики также следует выбирать специальные — с канавкой U-образной формы. Ни в коем случае нельзя устанавливать слишком большое усилие прижима, так как это может существенно затормозить проволоку в механизме подачи. Тормоз размоточного устройства должен быть установлен в промежуточное положение. Таким образом, можно избежать провисания проволоки при остановке двигателя подачи из-за свободного проворачивания катушки и вытягивания проволоки при старте подачи. Рекомендуется также установить на входное и выходное сопла механизма подачи обрезки каналов подачи: один — от катушки с проволокой до входного сопла, второй — от выходного сопла до внутренней части разъёма для подключения канала подачи проволоки. Выбор канала подачи также очень важен — ни в коем случае не следует использовать каналы, навитые из стальной спирали; для сварки алюминия выпускаются специальные тефлоновые и карбоновые каналы, обеспечивающие хорошее скольжение проволоки и не позволяющие проволоке сминаться и затормаживаться на изгибах.

4.3. Установка сопла подачи проволоки на сварочную горелку

Техника сварки TIG с автоматической подачей присадочной проволоки несколько отличается от ручной техники и поэтому требует от сварщика наработки навыка. В первую очередь это касается положения горелки относительно стыка. В зависимости от поставленных задач сварки присадочная проволока может подаваться в сварочную ванну до или после дуги или с боковой стороны относительно оси свариваемого стыка. Для того, чтобы подача проволоки происходила точно в зону максимальной температуры, необходимо соблюдать рекомендации по установки горелки относительно стыка. Правильное положение горелки показано на рис. 23.

Сварной форум

Cварочное оборудование: Описание, Технические характеристики, Инструкции, каталоги, принципиальные схемы, Обсуждение, Отзывы.

Что такое TIG-сварка

В 1800 г. Хэмфри Дэвид создал принцип дуговой сварки, однако, несмотря на технологический прогресс, практически 100 лет этот способ не совершенствовался. Лишь в начале XX века учёным пришла в голову мысль добавить в инертный газ электрическую дугу. Такое изобретение получило название “TIG-сварка”.

Благодаря внедрению электрической дуги в инертный газ, появилась возможность соединять сложные металлы, например, магний с алюминием. При стандартной сварке, из-за воздействия кислорода, шов со временем приобретал пористую поверхность и начинал покрываться шлаком. В TIG-сварке этот недостаток отсутствует, поэтому данный метод получил огромную популярность в современном мире, но особенно, в аэрокосмической отрасли.

Общие данные

Аббревиатура TIG расшифровывается как аргонодуговая сварка. То есть это метод соединения объектов с применением вольфрамового неплавящегося электрода, помещённого в инертный газ, оберегающего свариваемые поверхности. Однако стоит сказать, что в ФРГ используют аббревиатуру WIG, а в Австрии – GTA. Тем не менее всё это аналоги TIG, поэтому не стоит задумываться, при встрече подобных обозначений.

Когда сварщик начинает работу, в ручном или автоматическом режиме подаётся присадочная проволока. Как было сказано выше, TIG – это аргонодуговой метод сварки. Но с тем же успехом, вместо аргона можно использовать гелий или азот. Просто именно такая расшифровка закрепилась в умах людей.

Использование в TIG-сварке газовой смеси обосновывается тем, что вес аргона больше массы кислорода, и при контакте этих элементов друг с другом не возникает взрывоопасной ситуации. Поэтому такой метод более безопасен и удобен. Исходя из вышесказанного, стоит выделить преимущества использования этого способа:

Но вместе с тем у TIG-сварки имеется и ряд недостатков:

Особенности сварки

Как и в любой другой вид, TIG-сварка имеет свои особенности, которые следует учитывать до и во время работы. Для простоты восприятия наиболее важные моменты вынесены в отдельный список:

Как видно, этот вид сварки имеет немало особенностей. По этой причине он не подходит для новичков.

Распространённые ошибки при работе

Несмотря на отличные характеристики, у многих пользователей возникают определённые проблемы во время работы. Сюда можно отнести следующие моменты:

Если при TIG-сварке электрод сгорает слишком быстро, возможно, причина в недостатке поступающего газа (стандартный расход – 7-10 л/мин). Кроме того, причины неисправности могут скрываться в неправильном подключении электрода, использования электрода без присадок или диаметр электрода не соответствует уровню тока.

Также случается, что при TIG-сварке шов имеет неправильный цвет или слишком пористую поверхность. Как правило, причины этих неисправностей следующие:

Довольно часто при выполнении TIG-сварки происходит загрязнение шва вольфрамом. В большинстве случаев это происходит из-за касания электродом сварочной ванны. В таком случае его необходимо держать выше. Ещё одна причина — плавление электрода в сварочную ванну. Если это случилось, рекомендуется применять легитированный электрод.

Иногда во время TIG-сварки образуется жёлтый дым и электрод меняет цвет. Причина кроется в слишком быстром отключении газа. Поступление газа при TIG-сварке следует прекращать лишь спустя 10 секунд после гашения дуги.

Область применения:

Где применяется метод сварки тиг:
Как было сказано выше, этот вид сварки получил огромное признание в аэрокосмической отрасли. Помимо вышеперечисленных преимуществ, популярность также объясняется тем, что с помощью TIG-сварки можно соединить самые разнообразные металлы. Например, углеродистые или нержавеющие виды стали, различные титановые сплавы, медные, латунные изделия и т. д.

Помимо данной отрасли, эта разновидность соединения металлов также используется при изготовлении велосипедов. Дело в том, что она отлично подходит для соединения тонких деталей из алюминиевых металлов. Поэтому её применяют для соединения тонкостенных трубок, которые устанавливаются на велосипеды.

Несмотря на сложность сварки, её довольно часто используют в бытовых условиях. Например, для монтажа нестандартного кондиционера в автомобиль, заделывания трещин и дыр в радиаторе и т. д. Высокую распространённость данного метода обеспечили самодельные сварочные установки, которые изготавливаются буквально из подручных средств.

Вообще, TIG-сварка – очень примечательный метод соединения деталей. Хорошее качество шва, устойчивость к негативным воздействиям и высокая безопасность при работе, придают ему огромную популярность. Однако несмотря на плюсы, для использования TIG-сварки потребуются определённые навыки.

Автор: Артёмов Фёдор Ильич

Особенности аргонодуговой сварки:
Способ поджига дуги: контактный (дуга зажигается чирканьем электродом по поверхности изделия) или бесконтактный (дуга зажигается на расстоянии 2-4 мм за счет искры высокочастотного разряда; но для этого нужен аппарат со встроенным осциллятором);
вид сварочного тока: постоянный ток (когда ток идет от вольфрама к детали, вольфрам нагревается слабо, деталь наоборот – удобно для хорошего проплавления) или переменный ток (полярность тока постоянно меняется; при обратной полярности происходит катодное распыление окислов на поверхности изделия, что необходимо, например, при сварке алюминия;
сварка без присадочного материала (соединение образуется только за счет расплавления краев соединяемых деталей) или с присадкой (подается прутки такого же материала, заполняя разделку и/или образуя валик сварочного шва).
Помимо этого, некоторые аппараты аргонодуговой сварки предлагают спецфункции управления током и подачей газа, например, режимы пульсации, дополнительной продувки до и после сварки, и т.д. Уступая другим способам сварки по производительности, тем не менее, именно метод аргонодуговой сварки часто называют «королем сварки».

Влагоотделитель для компрессора. Подготовка сжатого воздуха

Окрасочные работы в гараже или на воздухе упрощаются, если использовать краскопульт, работающий с помощью компрессора. Метод обладает одним существенным недостатком: воздух, нагнетаемый компрессором, имеет довольно высокую влажность, что отрицательно скажется на качестве окрашивания. За удаление влаги из потока воздуха отвечает специальный влагоотделитель для компрессора. Стоит ли покупать его или можно сделать самостоятельно? Давайте разберёмся!

Устройство фильтра-влагоотделителя и принцип его работы

Влагоотделители действуют по одному из трёх принципов:

  1. С использованием центробежных сил.
  2. С применением веществ, адсорбирующих влагу.
  3. Удаление конденсата при его охлаждении.

Действие влагоотделителя заключается в том, чтобы понизить до оптимальных значений влажность воздуха, попадающего в компрессор. Проще всего это выполнить, используя принцип обычного циклона, когда поток воздуха, при его вращении вокруг центральной оси отбрасывается к стенкам рабочего резервуара. Более влажный воздух имеет повышенную плотность, а потому, конденсируясь на стенках резервуара, стекает в виде капель на дно ёмкости, откуда периодически удаляется обычным конденсатоотводчиком. Задача – создать такую скорость воздушного потока, чтобы он носил ярко выраженный турбулентный характер, а всё остальное доделают законы физики.

Для снижения влажности воздуха можно применить и вещества, обладающие свойствами активного впитывания влаги. Наиболее распространённое из них – силикагель. Он представляет собой гранулы высушенной гелей кремниевой кислоты, в которые добавляются различные красители и стабилизаторы. Силикагель производится согласно техническим требованиям ГОСТ 3956, и различается по размерам гранул, процентному содержанию воды, размерам рабочей поверхности и диаметрам пор в гранулах, где и выполняется адсорбирование влаги. Активность силикагеля распространяется на диапазон температур от 20 до 250ºС. Влагоотделитель для компрессора, использующий силикагель, можно встретить в фильтрах аквалангов и тяжёлых грузовиках импортного производства. Устройство имеет блочную систему: при замене адсорбента необходимо извлечь использованные гранулы из фильтра, и заполнить пространство свежим силикагелем.

Наименее функционален третий способ, когда поток воздуха поступает в компрессор через холодильную камеру. Основная проблема заключается в надёжной герметизации холодильной камеры, которую необходимо снабдить конденсатотводчиком. При пайке/сварке следует учитывать максимальное давление воздуха, который будет попадать в холодильную камеру. Из всех типов фильтров-влагоотделителей для компрессора допустимое давление здесь будет наименьшим, что соответственно скажется на производительности окраски.

Влагоотделитель для компрессора промышленного производства стоит недёшево. Например, цена компактного фильтра-влагоотделителя торговой марки Калибр (рассчитанного на избыточное давление воздуха до 8…10 ат) составляет 1600…1800 руб. А для многофункциональной станции Hans (Германия) с регулятором давления и лубрикатором (номинальное давление – до 10 ат) цена вопроса – уже 7500 руб.

Существуют и комбинированные конструкции. Например, влагоотделитель может быть легко получен из фильтров грубой очистки фирм SATA (Германия) или WALCOM (Италия). Для этого в имеющуюся схему узла встраивают дефлектор (обычный, автомобильный, имеет слишком большие размеры), а в нижней части устройства необходимо заменить сплошное дно кольцевым, куда вварить конденсатоотводчик поплавкового или соплового типа.

Влагоотделитель для компрессора своими руками

Самодельный влагоотделитель циклонного типа

Если возможность раздобыть фильтр грубой очистки от грузовиков DAF или Iveco (такие фильтры адаптируются легче всего) отсутствует, то ничего невозможного нет в изготовлении рассматриваемого устройства своими руками.

Для циклонного влагоотделителя потребуются старый баллон от сжиженного газа (или корпус огнетушителя), штуцер-переходник и две металлические трубки. Вначале на дне баллона выполняется отверстие под конденсатоотводчик (но можно обойтись и без этого, если в дне нижней части баллона или корпуса приварить обычный кран). Выходной штуцер вваривается в верхнюю часть баллона.

По периметру корпуса привариваются три ножки под углом в 120º. Ножки снабжаются пятами для устойчивого расположения влагоотделителя. После этого корпус можно окрасить. Входной патрубок вваривается таким образом, чтобы между ним и краном для спуска конденсата было расстояние не менее 120…150 мм.

К верхнему штуцеру можно приспособить сетчатый стальной фильтр. Для этого верхний штуцер выполняется составным: сначала между ним и корпусом приваривается толстостенная шайба с сеткой, а уже к ней – верхний штуцер. Впрочем, такая перестраховка нужна только в том случае, когда воздух в помещении, где выполняется окрашивание, загрязнён мелкодисперсной пылью.

Самодельный влагоотделитель адсорбционного типа

Для того чтобы изготовить такого типа влагоотделитель для компрессора, необходимо воспользоваться масляным или водяным фильтром от любого автомобиля. Корпус и размещение штуцеров, а также расположение спускного устройства для конденсата не меняются. Во входное отверстие фильтра устанавливается стальная трубка (желательно со встроенным фильтром), а второе отверстие заглушается при помощи резьбовой пробки, которую садят на герметик.

Кольцевое пространство между внутренней стенкой корпуса и наружным диаметром фильтра заполняется адсорбентом. Для того, чтобы поглощение влаги происходило постепенно, используются резиновые уплотнительные кольца, при помощи которых все пространство корпуса может быть разделено на 3 зоны. Потребуется два уплотнительных кольца. Но, если влагоотделитель для компрессора по своему назначению не будет использоваться часто, можно засыпать силикагелем и весь кольцевой зазор.

Остаётся собрать устройство и присоединить его к корпусу. Расчёт количества силикагеля выполняется из практического соотношения 1 кг адсорбента на 800…850 л/мин воздуха. Силикагель – регенерируемое вещество: для этого его достаточно оставить в духовке на несколько часов. Удобнее силикагель с цветовым индикатором: когда все поры в веществе забиты влагой, его цвет меняется, что является основанием для его замены.

Влагоотделитель для компрессора своими руками

Компрессорное оборудование бывает разного типа. Одни подают чистый воздух, а другие — загрязнённый. Эта классификация разделяет оборудование по типу масляного снабжения. Принято считать, что агрегаты, работающие без заправки маслом, способны обеспечить минимальный уровень очищенного потока.

  • Описание устройства
  • Принцип работы
  • Технические характеристики
  • Виды влагоотделителей
    • Критерии выбора
  • Изготовление своими руками
    • Влагоотделители адсорбционного типа
    • Требования для установки
  • Преимущества фильтров циклонного типа

Это не является недостатком или недоработкой конструкции. Компрессор такого типа нашёл своё широкое применение в различных рабочих процессах, которые не требуют качественной предварительной подготовки воздушной массы. Модели без масляной ёмкости оснащаются фильтрационной системой. Для этого используют влагоотделитель для компресса, который способствует разделению масляных компонентов и поступающего воздушного потока.

Описание устройства

Под влагоотделителем подразумевают фильтрационное средство высокого качества. Оно обеспечивает оптимальные характеристики при работе оборудования, а также очищает состав воздушной среды, которая выпускается пневматической системой. Современные модели компрессоров нередко дополняют панельным или масляным фильтром, который выполняет тщательную подготовку рабочей смеси.

Это немаловажный этап фильтрации для пневматической системы, которая занимается обслуживанием негабаритного инструмента. Стандартные модели влагоотделителей для компрессоров чаще используют в автомобильных мастерских, а также на производственных линиях, где рабочие выполняют большой объем лакокрасочных операций.

Читайте также:  Банки для аккумулятора шуруповёрта. Ремонт и замена.

В результате тщательной очистки и переработки пневматическая система выпускает воздух, в котором отсутствуют частицы влаги. Благодаря своим свойствам влагоотделители используют для правильной работы и эксплуатации пескоструйного строительного аппарата.

Принцип работы

Влагоотделитель начинает обрабатывать сжатый воздух перед подачей его в пневматическое оборудование. Важно помнить, что краскопульты нельзя использовать без этого устройства, чтобы оно не вышло из строя раньше времени, а также для обеспечения высокого качества нанесения краски на поверхность. В процессе фильтрации струя проходит этап очистки, поэтому из воздуха удаляются мелкодисперсные жидкие частицы, а также мелкие твердотельные элементы.

В зависимости от типа и конструкции устройства принцип действия влагоотделителя может немного изменяться. Сегодня среди большого и разнообразного выбора представлены следующие варианты:

  • вихревые;
  • силикагелевые;
  • циклонные.

Чаще всего используют вихревые и циклонные устройства влагоотделителей для оборудования компрессора. Устройство помогает эффективно задерживать частицы воды благодаря искусственно созданному завихрению воздушного потока.

Жидкость оседает на поверхности стенок, поэтому в пневматическую систему поступает чистый сжатый воздух. Чтобы обеспечить максимальную эффективность работы влагоотделителя, внутреннее пространство дополнено лопастями. Когда они приводятся в движение, то тщательно собирают водяные и масляные частицы. Они выводятся в специальный отводчик для конденсата. Жидкие фракции задерживаются и блокируются при помощи мембран.

Технические характеристики

Размер фракции влияет на качество очистки воздушной массы. Аппараты для промышленного применения используют для тонкой водной подготовки. Они отсекают мелкие частицы, размер которых составляет около 5 мкм. Чаще всего стандартные модели влагоотделителей оснащены фильтрами, фракция которых составляет около 15 мкм.

Во время выбора особое внимание нужно обращать на уровень поддерживаемого давления. В большинстве случаев фильтр для компрессора среднего звена функционирует в режиме 7 бар. Этот параметр не влияет на качество итоговой работы. Но пользователи должны учитывать план соответствия фильтра к компрессорам. Сопоставлять нужно уровень мощности и нагрузки, которые возникают во время циркуляции сжатого воздуха под давлением внутри системы.

Виды влагоотделителей

Существует несколько типов влагоотделителей, которые используют для бытовых и промышленных целей. Перед покупкой нужно определить задачи и сопоставить их с техническими характеристиками, чтобы подобрать оптимальный тип влагоотделителя. Среди большого и разнообразного выбора можно найти:

  • вихревые фильтры;
  • модульные системы для очистки сжатого воздуха;
  • влагомаслоотделитель для компрессора.

Особенности последнего типа устройства заключается в эффективной очистке от воды, твёрдых элементов и масла. Их устанавливают на масляные компрессоры, которые могут интенсивно обрабатывать детали при помощи смазочного состава. Крупные производственные предприятия с большим объёмом работы нередко используют и модульные системы фильтрации.

В такой конструкции влагоотделитель — это функциональный и важный компонент, но он не служит в качестве самостоятельного рабочего фильтра.

Управление модульной системой осуществляется контроллером, который подаёт разные команды не только фильтру, но и другим узлам в агрегате.

Критерии выбора

В зависимости от области применения, изменяются и требования к очистке. Если нужно покрасить поверхность при помощи пневматического пистолета, но необходимо обратить внимание на маленькую пропускную способность фильтра. Лучше отдавать предпочтение тонкой очистке.

Во время производственного процесса могут быть минимальные требования к качеству фильтрации. Но в таком случае особое внимание уделяется объёмам выпуска. Специалисты рекомендуют смотреть на перечень инородных частиц, которые собирает фильтр. Оптимальное решение — влагомаслоотделитель для компрессора, которые обрабатывает из воздушной струи частицы воды и масла.

Если для работы необходим фильтр для сбора излишков влаги, то можно приобрести и осушители. Но они не гарантируют высококачественное избавление от разных фракций, частиц и инородных тел.

Изготовление своими руками

Самодельный влагоотделитель состоит из старого или использованного пропанового баллона, штуцера и трубок. Заготовку для корпуса устанавливают в вертикальном положении. К верхней части необходимо приварить штуцер для входа воздуха. Специалисты рекомендуют смещать его ближе к краям баллона. Далее, необходимо сделать входной патрубок, для которого можно использовать трубу.

Для отвода влаги делают отверстие, оснащённое клапаном. Оно должно располагаться в нижней части конструкции. На этом этапе во время изготовления влагоотделителя необходимо продумать, выполнить расчёты и сделать наполнитель. В качестве сорбирующего материала используют древесную стружку, которое можно наполнить внутреннюю нишу баллона. Важно помнить, что нельзя плотно укладывать ёмкость. Внутри системы воздух должен циркулировать свободно.

Влагоотделители адсорбционного типа

Чтобы сделать такой влагоотделитель своими руками для использования в компрессорах, необходимо использовать масляные и водяные фильтры от автомобиля. Не нужно изменять первоначальное расположение корпуса, штуцеров и спускного устройства для сбора конденсата.

Вводное отверстие фильтра необходимо изменить. Для этого устанавливают трубку из прочной стали. Чтобы обеспечить стабильную работу устройства лучше всего использовать встроенный фильтр. Второе отверстия плотно закрывается резьбовой пробкой. Чтобы она лучше держалась, сажать её необходимо на герметик.

Между внутренней стенкой корпуса и наружным диаметром фильтра есть кольцевой пространство. Его необходимо заполнить адсорбентом. Человек, который самостоятельно делает влагоотделитель, должен помнить, что поглощение влаги должно происходить постепенно. Для этой цели используют резиновые уплотнительные кольца.

Они могут использоваться для разделения внутреннего пространства корпуса на три зоны. Если влагоотделитель будет использоваться нечасто, то внутреннее пространство и кольцевой зазор можно заполнить силикатным гелем. После этого можно собирать устройство и обрабатывать соединительные элементы. При соблюдении этих правил можно сделать влагоотделитель для компрессора своими руками с минимальными затратами.

Чтобы рассчитать требуемое количество силикатного геля, необходимо использовать следующую формулу: на 830 л/мин сжатого воздуха берут 1 кг адсорбирующего вещества. Силикатный гель является регенерируемым веществом. Чтобы возобновить его первоначальные свойства, необходимо поместить вещество в духовку на 2−3 часа. Специалисты рекомендуют использовать силикатный гель, который имеет цветовой индикатор. Когда поры будут наполнены влагой, то цвет изменится, и можно его подсушить.

Требования для установки

При эксплуатации влагоотделителя необходимо учитывать несколько основных правил и требований:

  1. Устанавливать устройство можно строго в вертикальном положении и надёжно фиксировать его внутри корпуса.
  2. Во время подключения нужно проверить направление движения воздуха.
  3. Если покупать готовую конструкцию, то на корпусе направление указано в виде стрелок.

При соблюдении этих правил влагоотделитель будет функционировать правильно и обеспечит высокое качество.

Преимущества фильтров циклонного типа

Влагоотделители значительно упрощают работу пневматического пистолета и компрессора. Они обеспечивают стабильную работу техники. Можно выделить следующие преимущества фильтров циклонного типа:

  • простая конструкция;
  • приемлемая стоимость;
  • максимально высокая эффективность;
  • удержание крупных частиц конденсата;
  • простое техническое обслуживание;
  • регенерация и полное восстановление первоначальных свойств;
  • обеспечение предварительной грубой очистки.

Влагоотделители для компрессоров и пневматических пистолетов являются эффективным инструментом, без которого невозможно представить работу этой техники. Они качественно подготавливают сжатый воздух к дальнейшему применению. Фильтры отделяют первичную влагу, частицы масла, а также загрязнения разной фракции и другие твёрдые частицы. Любая пневматическая сеть должна оборудоваться влагоотделителем, который очистит воздух для дальнейшего применения.

Как сделать влагоотделитель для компрессора своими руками

Влагоотделитель для компрессора — это устройство, которое предназначается для отделения масляных элементов из поступающего воздуха. Прибор является качественной фильтрационной системой. Такой инструмент нашёл широкое применение в автомастерских, а также различных производственных цехах, где сотрудникам приходится выполнять большие объёмы различных операций.

  • 1. Описание устройства и принцип работы
  • 2. Технические характеристики
  • 3. Виды влагоотделителей и критерии выбора
  • 4. Преимущества фильтров циклонного типа
  • 5. Изготовление своими руками
    • 5.1. Адсорбционный аппарат
    • 5.2. Самодельное оборудование с использованием силикагеля
    • 5.3. Холодный способ очистки

    Водоотделитель для компрессора является качественным фильтром. Благодаря ему можно создать оптимальные условия для работы оборудования. Также механизм очищает воздух, который подаётся из пневмонасоса. Сейчас в конструкции влагоуловителей присутствует масляный или панельный фильтр. Он необходим для подготовки газовой смеси. После полной очистки пневматика подаёт на оборудование воздух, в котором совсем нет влаги. Влагоуловители часто применяют во время работы пескоструйного аппарата.

    Влагоотделитель работает с воздушными массами до того, как они попадут в пневматический компрессор. Следует знать, что краскопульты не стоит эксплуатировать без такого устройства. Иначе они преждевременно выйдут из строя. Также качество нанесения краски сильно снизится. Воздушная струя проходит тщательную очистку, что позволяет на выходе получить поток без мелких твёрдых и жидких частиц.

    Зачастую применяют устройство циклонного или же вихревого типа. Такой прибор очень эффективно улавливает мельчайшие частицы воды благодаря тому, что внутри конструкции происходит завихрение потоков. Жидкие частицы оседают на внутренней поверхности корпуса. Затем, в компрессор подаётся чистый воздух в сжатом состоянии. Внутри конструкции устанавливают лопасти, что способствует увеличению эффективности работы прибора. Во время движения происходит сбор масляных и водяных капель. В отладчике они конденсируются, а затем выводятся.

    Минимальный размер фракции, который способен уловить влагоотделитель, напрямую оказывает влияние на итоговое качество очистки. Для промышленности используют аппараты, способные провести тонкую подготовку. Они забирают из воздуха частицы размером в 5 мкм. Обычные модели, используемые на небольших предприятиях, обычно оснащаются фильтрами, которые способны улавливать водяные фракции размером приблизительно 15 мкм.

    До приобретения оборудования следует обращать пристальное внимание на максимальное поддерживаемое давление. Зачастую фильтр для компрессора способен работать при 7 Бар. Качество конечной обработки не зависит от этого параметра. Но нужно помнить о том, что влагоотделитель должен соответствовать компрессору. Сопоставлять следует мощность и нагрузку, появляющуюся во время передачи по системе сжатого воздуха.

    Для промышленных и потребительских целей применяют несколько основных видов влагоуловителей для пневмооборудования. Перед приобретением следует определиться с задачами, которые будут ставиться перед оборудованием. Это поможет выбрать подходящий тип устройства. Основные виды аппаратов:

    1. 1. Вихревые.
    2. 2. Модульные. Они представляют собой систему, предназначенную для очищения сжатого воздуха.
    3. 3. Влагомаслоотделитель.

    Особенностью влагомаслоотделителя является очень эффективная очистка воздушных потоков от масла, воды и твёрдых примесей. Необходимо подключать к масляным компрессорам, которые обрабатывают какие-либо элементы с высокой интенсивностью. Также для крупных производств применяют и модульные фильтры. В этой конструкции предусматривается влагоотделитель. Он является отдельным элементом, но самостоятельно работать в качестве фильтра не может. Управление модулями происходит благодаря контроллеру. От него подаются команды на все конструктивные элементы агрегата, а не только влагоуловителю.

    Разные сферы деятельности выдвигают свои требования к степени очистки. Для покрасочного пневматического пистолета нужны фильтры, которые имеют низкую пропускную способность. Эти запросы хорошо выполняет оборудование тонкой очистки. В производстве к качеству фильтрации часто выдвигаются минимальные требования. В таком случае зачастую обращают внимание на максимальный объём прохождения воздушных масс. Также важным фактором может быть перечень частиц, которые способен уловить фильтр. Зачастую для этих целей выбирают влагомаслоотделитель.

    Если для рабочего процесса требуется только сбор лишней влаги, то обычно покупаются стандартные осушители. Такие устройства не могут гарантировать фильтрацию воздуха от твёрдых частиц.

    Влагоулавливатели в большой мере помогают работе пневмопистолета и компрессора. С их помощью можно создать стабильную работу оборудования. Сейчас на рынке большим спросом пользуются фильтры, конструкция которых сделана по циклонному типу. У этих агрегатов есть несколько неоспоримых преимуществ:

    1. 1. Довольно простая конструкция, с которой сможет справиться даже неспециалист.
    2. 2. Конкурентное ценообразование. Стоимость подобного оборудования относительно невысокая.
    3. 3. Такие агрегаты имеют очень высокую эффективность работы.
    4. 4. Циклонные фильтры способны улавливать крупные капли конденсата.
    5. 5. Агрегаты просты в эксплуатации и техническом обслуживании.
    6. 6. Их конструкция подразумевает предварительную грубую очистку воздушного потока.

    Такие устройства часто используют небольшие производственные цеха. Также люди их приобретают для бытовых целей.

    Самодельное устройство рекомендуется выполнять по чертежам. Влагоотделитель для компрессора своими руками зачастую делается из старого ненужного баллона от пропана, трубок, а также штуцера. Заготовку следует установить вертикально в устойчивом положении. К верху приваривается (также можно использовать резьбовые соединения) штуцер. Он необходим для подачи воздуха. Желательно монтировать его возле края баллона. Затем, требуется выполнить входной патрубок. Для этой цели хорошо подойдёт обычная металлическая трубка.

    Делается второе отверстие, которое нужно обеспечить клапаном. Оно необходимо для сброса накопившейся влаги. Отверстие следует располагать внизу баллона. На этом этапе нужно произвести все расчёты, а также сделать наполнитель. Для заполнения ёмкости можно применять древесную стружку. Важно знать, что её не следует укладывать плотно. Циркуляция воздуха должна происходить свободно.

    Влагоотделитель своими руками выполняется для применения в компрессорах. Для создания потребуются водяные и масляные фильтрующие устройства от автомобиля. Входное отверстие в фильтре нужно изменить. Это делается с помощью прочной стальной трубки. Для того чтобы работа готового оборудования была стабильной, следует применять встроенный механизм. Второе отверстие нужно максимально плотно закрыть резьбовой заглушкой. Для этого желательно использовать герметик.

    Между стенками корпуса есть небольшое пространство в виде кольца. Его следует заполнить материалом, адсорбирующим влагу. Нужно не забывать, что адсорбент должен поглощать воду постепенно. Для этого необходимо применять резиновые прокладки. Их используют в качестве разделителя пространства на несколько зон.

    Для самостоятельного сбора устройства такого типа необходим будет водяной или масляный фильтр и силикагель. Наибольшей трудностью во время изготовления становится правильное размещение адсорбента. Этапы работы:

    1. 1. Разобрать на элементы старый ненужный фильтр от автомобиля.
    2. 2. Если состояние патрубка приемлемое, то его можно использовать в качестве входного отверстия для воздушных потоков.
    3. 3. Следует тщательно осмотреть фильтр на возможные трещины или отверстия, способные сделать готовый механизм негерметичным. Если такие нашлись, их можно устранить силиконовым герметиком.
    4. 4. Собрать фильтр.
    5. 5. Засыпать адсорбент во всё свободные места так, чтобы не осталось никаких пустот.
    6. 6. Верхнюю крышку необходимо закрепить на болт.

    Для удобства также можно приварить специальные кронштейны. Они будут использоваться в качестве крепежа агрегата.

    По такому принципу работают влагомаслоотделители для компрессора. Своими руками подобное устройство собрать не так уж и трудно. Влага под воздействием низких температур конденсируется. Подобные аппараты очень качественно удаляют все жидкие фракции из воздушного потока, который в дальнейшем подаётся на компрессор. Эти устройства обрели большую популярность среди профессиональных автомаляров.

    Собрать масловлагоотделитель для компрессора своими руками можно, используя старое ненужное оборудование. Для отделения жидкости из воздуха нужно всего лишь пропустить поток через морозильную камеру или же какое-либо другое холодильное оборудование. В процессе создания возникают и некоторые трудности. Сначала необходимо решить проблему с выводом конденсата из устройства. Для этого к морозилке обычно приваривают специальный штуцер. Также нужно сделать полностью герметичный корпус.

    Создать отделитель влаги самостоятельно — довольно простая затея, на которую не уйдёт много сил и времени. Но нужно хорошо постараться для того, чтобы аппарат получился надёжным и эффективно справлялся со своими функциями. В этом помогут несколько рекомендаций:

    1. 1. Нужно сопоставить полученный агрегат с характеристиками компрессора, с которым он будет работать. Эти параметры должны соответствовать друг другу. Самодельное устройство может не выдерживать мощности оборудования.
    2. 2. Для сварки следует применять только качественные материалы.
    3. 3. Нужно тщательно проверить трубки и штуцеры. Воздушный поток должен проходить сквозь них без каких-либо препятствий.
    4. 4. Для создания влагоотделителя необходимо использовать высококачественные герметики. После окончания сборки желательно проверить конструкцию на герметичность.

    Влагоотделители для пневматического оборудования являются довольно эффективным дополнением. Без них практически невозможно представить работу этих агрегатов. Масловлагоотделители способны хорошо отфильтровать воздух, подаваемый к компрессору.

    Влагоотделитель для компрессора своими руками, чертежи

    • Самодельный влагоотделитель для компрессорной установки
    • Принцип работы устройства
    • Самодельный влагоотделитель для компрессора или покупной?
    • На что обратить внимание
    • Как сделать бюджетную модель устройства своими руками?
    • Как сделать влагоотделитель для компрессора своими руками
    • Что собой представляет устройство и для чего используется
    • Самые распространённые виды самодельных влагоотводителей
    • Самодельные устройства циклонного типа
    • Влагоотделитель с использованием силикагеля
    • Устройство холодильного типа
    • Практические рекомендации по созданию влагоотделителей разных видов
    • Видео: изготовление влагоотделителя своими руками
    • Преимущества и важность применения устройства

    для старого компрессора у меня был сделан фильтр-осушитель из пластикового фильтра для воды, заполненного силикагелем (кошачий туалет). Со своей задачей он справлялся хорошо, но компрессор я поменял на более мощный, и если старый давал максимум 8 атм, то новый уже 10, а это максимальное давление, которое выдерживают такие фильтры. Поэтому. чтобы не получить БАБАХ в мастерской, я решил сделать новый фильтр, который и представляю на суд общественности.

    Основой его служит стальная труба 100мм. с толщиной стенок 3 мм. Верхнюю и нижнюю крышки сделал из 14 швеллера.

    3 основных детали.

    От трубы отрезал 80 см., от швеллера 2 квадрата 14х14 см. Все очистил от ржавчины.Для очистки трубы изнутри использовал круг проволочный 100 мм., с приваренной к нему шпилькой, зачистил не до блеска, но ржавчины и прочей дряни не осталось.

    К трубе привариваю 8 проходных гаек М12, по 4 на сторону.

    И ставлю на прихватки, окончательно обварю, после примерки.

    Ставлю на основание и размечаю места отверстий.

    Получилась вот такая конструкция, крышки получились чуть-чуть не параллельны друг другу, надо было сделать какой-нибудь шаблон, а не размечать “на глаз”, но в целом это не критично.

    В нижней крышке просверливаю отверстие 12мм, и привариваю гайку М12, рассверливаю ее сверлом 12мм, и нарезаю трубную резьбу 1/4 дюйма, и вкручиваю пробку для слива конденсата.

    Из бензо-маслостойкой резины делаю прокладки вверх и вниз, в нижней вырезаю отверстие для слива конденсата.

    К корпусу фильтра привариваю две гайки М12, одну внизу (для подачи воздуха от компрессора), и вторую вверху для выхода готового воздуха. И все так же как и с гайкой для пробки, рассверливаю, нарезаю резьбу, вкручиваю штуцеры.

    В нижней части фильтра привариваю 3 опорных планки, они ограничивают камеру сбора конденсата, и на них будет опускаться кассета фильтра.

    В целом, фильтр готов, собираю и опрессовываю. Давление держит, утечек нет.

    Из 1 мм. стального листа вырезаю 5 кругов для внутренних перегородок. И обтачиваю их точно под размер трубы

    вырезаю в них отверстия и крашу.

    Корпус фильтра и другие детали также окрашиваю изнутри и снаружи.

    После сушки, прикручиваю нижнюю крышку и начинаю сборку.
    К нижней перегородке прикручиваю шпильку М5, на которой будет держаться вся внутренняя кассета. Опускаю ее на упоры и наполняю до середины фильтра хозяйственными губками из нержавейки (надеюсь, что они действительно из нержавейки, как написано на упаковке), всего уходит 20 мочалок.

    Следующие перегородки собираю из 2 кругов, поместив между ними куски от салонного фильтра для автомобиля. Одну перегородку укладываю на мочалки.

    И насыпав сверху силикагель, закрываю 2 перегородкой. Вверху остается небольшая камера очищенного воздуха.

    Закрываю все это верхней крышкой через прокладку. К крышке прикручиваю пост фильтр с регулятором давления.

    Делаю маленький шланг для соединения фильтра с пост фильтром. Еще раз провожу проверку давлением, и устанавливаю на место, где он будет стоять.

    Надеюсь. что загрузки этого фильтра мне хватит минимум на год, а может даже и больше.

    Более подробно в видео.
    Часть 1 —

    Влагоотделитель для компрессора .


    Самодельный влагоотделитель для компрессорной установки

    Влагоотделитель для компрессора является неким фильтром, позволяющим выполнять функцию подготовки воздуха перед его непосредственной подачей в систему. Необходимость использования данного механизма вызвана тем, что повышенная влажность очень пагубно влияет почти на любые компоненты компрессора, что легко может вывести его из строя.

    Можно сделать фильтр влагоотделитель для компрессора своими руками или просто приобрести уже готовый в специализированном под такие товары магазине.

    Принцип работы устройства

    Как уже говорилось ранее, существует много вариантов исполнения такого механизма, работающих по разным принципам. Классический влагоотделитель работает следующим образом:

    1. Воздух подается из окружающей среды, после чего сразу переносится в специальную камеру с максимальным уровнем изоляции. Причем такой фильтр может иметь довольно внушительные размеры.
    2. После попадания в данную камеру поток воздуха закручивается с помощью специальных лопастей, которые создают вихревое движение в камере. Вследствие естественных процессов на поверхности лопастей появляется конденсат. Данный этап фильтрации позволяет провести лишь предварительную очистку воздуха, после чего происходит переход к следующему этапу очистки.
    3. Под действием центробежной силы поток воздуха переходит в следующую камеру, которая содержит в своей конструкции пористый фильтр. Благодаря ему сдерживаются все мелкие частицы, а также оставшаяся в потоке влага. К несчастью, в отличие от грубой очистки, пористый фильтр необходимо периодически заменять, поскольку его поры быстро засоряются.

    Самодельный влагоотделитель для компрессора или покупной?

    Если возник подобный вопрос, прежде всего необходимо обозначить для себя, какого уровня очистки необходимо достичь. К примеру, современные конструкции, продающиеся в магазине, позволяют отделять ненужные частицы размера до пяти микрон. Также существует фильтр, который при работе способен остановить частицы размером до одной десятой микрометра, однако цена такого продукта, безусловно, крайне высока.

    Иными словами, если нет необходимости производить крайне тщательную чистку для вашего компрессора, то и нет необходимости покупать дорогие для этого фильтры. Более того, лучше всего сделать самодельную модель. Конечно, эффективность такого механизма будет куда меньшей, нежели у магазинного, однако он будет намного дешевле и проще в эксплуатации.

    На что обратить внимание

    Неважно, покупаете вы устройство или изготавливаете своими руками, необходимо принять во внимание следующие факты:

    • Очень важно количество этапов очистки. Как говорилось ранее, в классическом варианте их два. Первый этап отвечает за первоначальную очистку, а второй за более тщательную. Если в вашем устройстве будет только один этап, то снизится его эффективность, а также возрастет частота засорения.
    • Пропускная способность — важный показатель. Если он будет ниже установленной нормы, то устройство в считаные дни выйдет из строя, поскольку банально не справится с нагрузкой.
    • Глубина очистки. Данный показатель отражает размер частиц, которые устройство способно останавливать при фильтрации. К примеру, если данный показатель составляет 10 микрон, то влагоотделитель способен фильтровать частицы не менее 10 микрон. Любые частицы, которые окажутся менее данного размера, без затруднений пройдут через фильтр.

    Как сделать бюджетную модель устройства своими руками?

    Существует огромное количество способов самостоятельно изготовить влагоотделитель для компрессора. Мы же рассмотрим наиболее простой и популярный способ, который не заставит затратить много усилий и материалов.

    Понадобятся следующие материалы:

    • отрезок трубы длиной порядка 0.7 м, а также сечением 100 мм;
    • лист металла, толщина которого составляет 3 мм;
    • использованный огнетушитель;
    • детали для крепежа.

    После того как все необходимые материалы подготовлены, необходимо выполнить следующую пошаговую инструкцию:

    • От трубы необходимо отрезать кусок длиной порядка 50-60 см. Края должны быть ровными.
    • Выбираем один край трубы, он будет верхом конструкции. Делаем прямоугольную выемку размером 10х5 см на стенке одного края трубы. Отверстие будет перекрываться сеткой и быть равной ее размерам.
    • Идентичный размер нужно сделать диагонально с другой стороны трубы.
    • Как уже говорилось ранее, необходимо закрыть данные отверстия сетками. Они должны отлично подходить под них. Лучше всего воспользоваться сваркой.
    • Тот цилиндр трубы, который остался, разрежьте вдоль пополам с помощью болгарки.
    • Получившиеся фрагменты основательно привариваются крепким швом сверху конструкции. Поскольку железо является очень толстым, то лучше всего использовать ручную дуговую сварку.
    • Теперь необходимо поработать с огнетушителем. Откручиваем пробку, отрезаем горлышко и резьбу на нём. Крышку огнетушителя избавляем от всех ненужных деталей и плотно закрываем все ее отверстия.
    • Отрезанная часть с резьбой приваривается к верху подготовленной до этого конструкции.
    • Ко дну фильтра привариваем лист железа. Необходимо заварить все отверстия, которые можно найти.

    Если все было сделано четко по инструкции, должно получиться устройство, которое содержит в своей верхушке засыпную горловину и, конечно, редуктор. С нижней стороны — соединительный патрубок, позволяющие забирать воздух. Обязательно проверьте всю конструкцию на герметичность с помощью подключения к компрессору.

    Как только все проверки произведены и проблем не выявлено, то можно подключать шланги и все. Можно приступать к эксплуатации устройства.

    Как Сделать ВлагоМаслоОтделитель Своими Руками


    Как сделать влагоотделитель для компрессора своими руками

    Чтобы улучшить качество покраски автомобиля с помощью компрессора, специалисты рекомендуют дополнительно использовать такое устройство, как влагоотделитель. Оно уменьшает влажность воздуха, который нужен для распыления краски. Если лишнюю влагу не убирать, то корпус подвергается коррозии, а само лакокрасочное покрытие прослужит недолго.

    Что собой представляет устройство и для чего используется

    Влагоотделители отличаются по своей конструкции и принципу работы. Стоимость заводской модели немалая, она зависит от мощности аппарата и его производительности. Существует также несколько самодельных схем, которые помогут в домашних условиях сделать надёжный и эффективный влагоотделитель.

    Чтобы убрать влагу из компрессора, можно использовать низкую температуру, центробежную силу или специальные фильтры. Главная задача – убрать лишнюю влагу до того, как воздушная смесь попадёт в компрессор. Для создания подобного устройства необходимо чётко соблюдать инструкции опытных механиков и проводить сборку деталей в соответствии с указаниями.

    Самые распространённые виды самодельных влагоотводителей

    Специалисты рекомендуют использовать следующие виды влагоотводителей:

    • циклонного типа;
    • поглощающие влагу с помощью силикагеля;
    • холодильного типа.

    Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы выбрать оптимальный вариант для себя, необходимо ознакомиться со всеми схемами устройств. В конструкциях используются старые баллоны, масляные фильтры, элементы холодильного оборудования. Перед началом работы убедитесь, что в наличие есть сварочный аппарат, набор ключей и отвёрток, дрель, молоток, клей и изоляционный материал.

    Самодельные устройства циклонного типа

    Принцип действия циклонного влагоотделителя достаточно прост. При попадании потока сжатого воздуха в установку он начинает вращаться. Под действием центробежной силы конденсат, небольшие частицы мусора и масла направляются к стенкам. В это время очищенный воздух проходит в нижнее центральное отверстие и далее подаётся в компрессор.

    Воздушная смесь подается через верхнее отверстие, под дейтсвием центробежной силы влага отделяется и выводится через выходной патрубок

    Для создания самодельного центробежного аппарата нам понадобятся:

    • старый пропановый баллон;
    • штуцер;
    • сварочный аппарат;
    • две металлические трубки небольшой длины.

    В качестве корпуса отлично подойдёт старый баллон, он имеет достаточную высоту и может выдерживать повышенное давление. Порядок работ следующий:

    1. Устанавливаем изделие вертикально, краником вниз.
    2. Входной штуцер привариваем к верхней части корпуса. Он должен быть смещён ближе к одной из стенок баллона.

    Привариваем входной штуцер и выходной патрубок к баллону

    Циклонный влагоотделитель устанавливаем вертикально, влага будет выводиться через нижнее отверстие с клапаном

    Для улучшения эффективности работы влагоотводителя можно добавить внутрь деревянную стружку и поставить на выходе фильтрующую сетку. Но в этом случае потребуется разрезать корпус поперёк и после окончания работ скрепить его обратно при помощи специальной герметичной прокладки.

    Влагоотделитель с использованием силикагеля

    Силикагель позволяет отфильтровать воздушную смесь, достаточно лишь правильно разместить слой этого вещества в корпусе от масляного или водяного фильтра. Старое оборудование от Волги оптимально подойдёт для создания самодельного влагоотделителя.

      Разбираем старый масляный фильтр.

    Разбираем старый масляный фильтр и подготавливаем его к дальнейшей работе

    Для заглушки отверстий используем болты нужного диаметра и герметик

    Заполняем все свободное пространство корпуса силкагелем

    Плотно прижимаем верхнюю крышку к корпусу маляного фильтра

    Конструкция фильтра имеет несколько кронштейнов, с помощью которых фильтр легко устанавливается на нужное место.

    Чтобы максимально эффективно задействовать силикагель, входное и выходное отверстия должны располагаться на разных концах корпуса.

    Устройство холодильного типа

    Как известно, низкая температура позволяет конденсировать влагу, которая находится в воздушной смеси. Влагоотделители холодильного типа довольно популярны среди автомехаников. Устройства покрывают практически все требования для воздуха, что подаётся в компрессор. При создании влагоотделителя необходимо направить воздушный поток через морозильную камеру или другое холодильное оборудование.

    Важно полностью загерметизировать морозильник в ресивере и сделать патрубок для отвода конденсата. Для жителей «холодных» регионов нашей страны специалисты рекомендуют сделать подвод воздуха в компрессор с улицы. В зимнее время вы будете напрямую получать воздушную смесь с низким содержанием влаги.

    Практические рекомендации по созданию влагоотделителей разных видов

    На первый взгляд кажется, что сделать влагоотделитель своими руками не составляет труда. Но если работа будет выполнена некачественно, то некоторая часть влаги попадёт в компрессор и окажет негативное влияние на качество покраски. Из самых важных практических советов можно назвать следующие:

    1. Корпус агрегата должен быть герметичен и выдерживать высокое давление.
    2. Для соединений патрубков нужно использовать качественную сварку или спайку.
    3. Диаметр входящих и выходящих отверстий должен быть достаточен для беспрепятственного прохода воздуха.
    4. Самодельный влагоотводитель должен соответствовать все требованиям компрессорной установки по давлению, мощности и эффективности.

    Видео: изготовление влагоотделителя своими руками

    Преимущества и важность применения устройства

    Использование влагоотделителя во время покраски автомобиля компрессорной установкой существенно увеличивает срок службы покрытия и защищает кузов от коррозии. Воздух должен быть сухим – это достигается за счёт использования холодильного оборудования, центробежной силы или силикагеля. Собрать самодельное устройство можно из старого баллона, огнетушителя, масляного или водяного фильтра.

    Некоторые компрессорные установки подают воздух под высоким давлением и требуют заводских фильтров и влагоотделителей. Перед подключением осушителя внимательно изучите инструкцию производителя и убедитесь, что все требования к воздушной смеси будут выполнены.

    Чтобы компрессорная установка более качественно наносила слой краски, специалисты рекомендуют подавать в неё сухой воздух. Убрать лишнюю влагу можно с помощью самодельных влагоотделителей. Они обойдутся дешевле заводских и, при качественном изготовлении, будут надёжно и эффективно работать долгое время.

Добавить комментарий