Эстетика – на высшем уровне

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

1. Возникновение эстетики как философской науки

Эстетика – специфическая наука в сфере философии. Первым эстетическим размышлениям философов 2,5 тыс. лет, но как философская наука эстетика выделяется лишь в XVIII веке.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724–1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), « Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

2. Предмет эстетики

Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики – эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос – вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства – гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики – понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира – важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759–1805) и И.В. Гете (1749–1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства – дизайн. Эстетическая практика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект – окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

Наконец, четвертый пласт – искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово – «художественный». Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

Второй макрообъект эстетики – искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика, художественное.

Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика – это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895–1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются – это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве – как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

  1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?
  2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?
  3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?
  4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?
  5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.

Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом – выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства – художниками. Благодаря трудам Платона мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII–XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427–348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.), римские риторики) – природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354–430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими – добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и – далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729–1781), Шиллера (1759–1805), Гете (1749–1832), и, главным образом, Канта (1724–1804) и Гегеля (1770–1834), а в XIX веке – с культурами романтизма, реализма и символизма.

Начавшийся с Ницше (1844–1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671–1713), Берк (1729–1797), Юм (1711–1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. – стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

По отношению к развитию эстетики в XXI веке философы говорят о постнеклассической науке, предмет которой не меняется, но трансформируются методы его исследования в зависимости от трансформации сфер эстетического и искусства. Кроме того, нельзя не отметить и широкое развитие прикладной эстетики, в качестве полей которой выступают эстетика художественной критики, рекламы, имиджа, костюма, города, бизнеса, наконец. После тотальной эстетической революции культуры начала XX века все ее сферы становятся объектами эстетического формообразования, анализом закономерностей которого эстетика продолжает заниматься.

Эстетика – на высшем уровне

Исследования показывают: примерно в 85% случаев наш выбор товаров и услуг базируется вовсе не на взвешенном расчете, а на чувствах и эмоциях. Покупая вещь, мы зачастую ценим не ее саму, а ощущения, которые она дарит. Многие знают об этом на собственном опыте. Однако маркетологи по-прежнему предпочитают работать с рациональной оценкой характеристик продукта, упуская чувственный опыт из вида.

Полин Браун, экс-председатель совета директоров североамериканского подразделения Moet Hennessy Louis Vuitton, уверена: эстетика крайне важна для бизнеса. И речь идет не только про внешний вид. Это удовольствие, которое покупатели получают от восприятия товара или от его воздействия на органы чувств.

В книге «Эстетический интеллект» Полин раскрывает множество аспектов эстетики в бизнесе, делится кейсами брендов, которым удалось создать красивый продукт, и рассказывает, как повторить этот успех.

Зачем бизнесу красота


«Эстетический интеллект»

Бизнес, основанный на эстетических принципах, стремится задействовать все пять органов чувств и для этого создает продукты или услуги, которые приятно покупать и использовать. Ценится не просто полезность, а чувственное удовольствие, которое они доставляют: визуальное, вкусовое, обонятельное, слуховое и соматосенсорное (тактильный контакт). Эстетическое наполнение продукта меняет мотивацию потребителя: он перестает рассуждать о функциональности и начинает прежде всего выбирать впечатления, получает вдохновение, сохраняет приятные воспоминания.

Для компаний это означает: высокий спрос, растущая лояльность, большая ценность для владельцев и акционеров.

Главное — удовольствие

Главная ценность использования эстетических принципов в бизнесе — удовольствие: мы получаем возможность поднять настроение покупателей и разбудить их воображение за счет сенсорного восприятия. Этот подход обеспечивает огромную отдачу и для бизнеса, и для его клиентов. Компьютеры решают сложные задачи, однако никогда не смогут обеспечить контакт с потребителем на уровне чувств. Вот почему бизнес, построенный с учетом эстетики, будет все более конкурентоспособным.

Читайте также:  Обеспечение жесткости конструкции

Понимание ценности эстетики в бизнесе начинает формироваться на самом верху — то есть определяется эстетическим интеллектом руководства — и в значительной мере зависит от способности босса формировать, поддерживать, сохранять организационную культуру, созвучную сложившимся взглядам на образ товара или бренда.


Удовольствие от использования вещи важно не меньше, чем ее функциональность. — Источник

Каждый из нас изначально обладает намного большим эстетическим потенциалом, чем использует в жизни. Разумеется, некоторые рождаются с удивительным даром, как, скажем, музыкант Боб Дилан — человек с уникальным слухом и чувством ритма, или легендарный шеф-повар Вольфганг Пак, мастерски сочетающий ароматы, текстуры и вкусы. Но даже людям вроде Дилана или Пака необходимо развивать свои способности и совершенствовать стиль, оставаться творческими и актуальными, иначе все их эстетическое преимущество сойдет на нет. Не менее важно следить за изменениями предпочтений целевой аудитории и пробовать новые формы креативного самовыражения.

Эстетический интеллект можно развить

Вспомним один из самых именитых брендов шампанского в мире — Veuve Clicquot. Мадам Барба-Николь Клико-Понсарден, французская предпринимательница начала XIX века, получила прозвище «гран-дама шампанского» за реализованные ею инновации в сфере эстетического образа игристого вина.

В 1798 году она вышла замуж за Франсуа Клико, сына основателя дома шампанских вин Maison Clicquot. И Франсуа, и его молодая жена страстно увлеклись производством игристого. В 1805 году, когда ей было двадцать семь, мадам Клико овдовела, однако смогла взять управление бизнесом в свои руки. Под ее руководством компания процветала. Мадам Клико не только спасла семейный бизнес, но и серьезно его улучшила, разработав новую технологию, которая получила название ремюаж, или просеивание, и позволила существенно улучшить вкус и внешний вид напитка за счет удаления неаппетитного осадка со дна бутылки. Эта технология до сих пор используется многими виноделами.


С сайта www.veuveclicquot.com

Мадам Клико первой выпустила шампанское розе — и розовое игристое вино стало неотъемлемой частью свадебных и других торжеств во всем мире. Этикетка яично-желтого цвета появилась еще в 1772 году и с тех пор остается мощным и узнаваемым знаком отличия знаменитого бренда. Эстетический интеллект помог мадам Клико усовершенствовать давно известный товар; получился особый продукт, остающийся актуальным на протяжении сотен лет.

Удачная стратегия, основанная на работе с чувствами и эмоциями покупателей, помогла ее компании стать одним из ведущих производителей шампанского в мире. Однако очевидно, что эта дама не с рождения стала понимать технологию винного производства, да и не изучала дизайн в университете. Она с интересом наблюдала за работой мужа и училась доверять собственным инстинктам в отношении того, чем хорош этот продукт и как можно его улучшить. Эстетический интеллект можно развить.

Эстетика — это современность

Даже классикам приходится обновляться, чтобы сохранять актуальность. К примеру, Louis Vuitton, который приобрел популярность еще в эпоху парового двигателя, когда человечество стало более активно путешествовать, мог бы исчезнуть, скажем, после Второй мировой войны вместе с пароходами. Однако сегодня этот бренд как никогда современен, влиятелен и ценен. Как компании это удалось? Благодаря балансу между историческим наследием и готовностью к обновлению.

Во времена стремительных перемен культурные традиции и прошлая слава оказываются невероятно важными. Но нет нужды сохранять торговые марки в их реликтовом виде и беречь как музейные экспонаты: каждая должна искать способы оставаться значимой и востребованной. Маркетологи обязаны разобраться, какие аспекты наследия успешного бренда по-прежнему в ходу, а какие представляют интерес лишь с точки зрения эволюции.


Louis Vuitton безупречно современен и при этом остается собой. — Источник

Многие другие компании-лидеры — скажем, Apple, Walt Disney Company, Adidas или Starbucks — тоже умело используют свои прошлые достижения и «коды бренда» и продолжают при этом совершенствовать эстетические особенности продукции, стремясь сделать ее еще более привлекательной. Лучшие из лучших не позволяют себе стоять на месте.

Заметим, что продукция этих компаний имеет немало сходства с тем, что выпускают конкуренты: смартфоны Apple во многом сопоставимы с продукцией Samsung; Airbnb, Marriott или Craiglist предлагают похожие в целом услуги для путешественников. Все дело в эстетике. Именно поэтому находятся потребители, готовые стоять в очереди и платить больше 1000 долларов за iPhone Х или вносить 1000 долларов в качестве депозита за возможность всего лишь быть записанным в лист ожидания покупки электромобиля Tesla.

Благодаря эстетической составляющей Airbnb умудрилась стать первой на рынке краткосрочной аренды квартир и вилл для отпуска, обогнав и крупнейшую в мире сеть гостиниц, и давно известную интернет-компанию, начавшую работу в той же сфере лет на двадцать раньше нынешнего лидера. С эстетической точки зрения процесс бронирования Airbnb выглядит понятно и приятно: сайт прост и не перегружен информацией, функциональные возможности интуитивно ясны и не вызывают вопросов. Выбранный объект можно зарезервировать в три клика. И что особенно важно — сайт построен так, чтобы быть максимально удобным для пользователя, помогать легко принимать решения и реализовывать мечты.

Как создать эстетичный продукт. 4 совета

Найдите код вашего бренда. Чтобы воздействовать на чувства целевой аудитории и при этом развивать торговую марку, важно понять, в чем заключается код бренда и как сенсорные впечатления могут подчеркнуть, усилить его и привлечь внимание потребителей. Код бренда — это все, что выделяет вашу продукцию на фоне конкурентов. Это своего рода маркеры — к примеру, стеганая кожа Chanel или шрифт в названии газеты New York Times — или самые заметные и узнаваемые элементы продукции компании (в нашем случае это сумки Chanel или газета New York Times).

Развивайте эстетическую эмпатию. Эстетический интеллект начинается с развития эстетической восприимчивости, глубокого понимания вкусов и взглядов других людей и уважения к ним. Чужие мнения могут не совпадать с нашими, однако, возможно, в большей степени отражают настроения выбранного рыночного сегмента. Да, о вкусах не спорят, но это не значит, что «плохого вкуса» не бывает вовсе — еще как бывает. Понимание разницы между хорошим вкусом и плохим и одновременно умение разглядеть хороший вкус даже в том, что нам самим не нравится (а это и есть эстетическая эмпатия), — ценнейший инструмент, позволяющий вообразить и предвидеть, кто и как откликнется на эстетические особенности вашего продукта или услуги (и кто не откликнется).

Включайте в состав руководства творческих визионеров. Давайте им право выбирать и делать то, что они считают верным. Не принимайте важных решений, исходя исключительно из финансовых расчетов. Важно окружать себя людьми с развитым эстетическим интеллектом.

Не копируйте. Научившись замечать и ценить настоящее качество, не разрешайте себе копировать: повторение вряд ли позволит создать нечто, что надолго сохранит свою ценность. Аутентичность и оригинальность — основа эстетической привлекательности, особенно если речь идет о бизнесе. Да, компании сегмента «быстрой моды» легко штампуют узоры, стили, силуэты, схожие с теми, что создают дизайнеры дорогих брендов, однако ценность этих подделок невелика. Здесь все примерно как с новой машиной: продать старую дорого вряд ли получится. А вот знаменитые сумки Birkin бренда Hermes часто перепродаются на аукционах намного дороже первоначальной цены.

Разобравшись, как именно эстетика может помочь развитию бизнеса и как ее эффективно и убедительно применить, вы серьезно повышаете вероятность того, что ваше предприятие будет жить долго.

Нужна ли нам «такая» эстетика и какой ценой она достается?

«Красота» неописуема, но интуитивно понятна. Она бывает общепринятой и «на любителя». И, наверно, каждый человек в меру возможностей стремится быть красивее, меняя и украшая себя: будь-то волосы, ногти, кожа и тело. И конечно сегодня всё больше людей хочет «сделать» какие-то особенно красивые зубы.

Для всех кто работает в индустрии красоты, в том числе и для стоматологов, высокие запросы клиентов – это шанс очень хорошо заработать, но в битве за высокую эстетику и риски высоки!

Что такое высокоэстетичная работа?

Точного определения для этого понятия нет, но вот косвенные признаки:

  1. Прежде всего высокоэстетичная работа должна быть функциональной, то есть надежной и удобной, такой, чтобы доктор не беспокоился, что керамика вскоре сколется, а сустав заболит.
  2. Пациенту новая улыбка должна нравиться, чтобы он не стесняясь демонстрировал ее окружающим, видел их изумление, искренний восторг, одобрение и даже зависть.
  3. Доктор такой работой гордится, не боясь показывает коллегам, публикует в соцсетях, потому что знает – сделано хорошо!

В тоже время красота очень субъективна и в разных культурах свои критерии, поэтому вопрос «Где она такие зубы сделала?» для японского врача-ортопеда – это скорей всего провал, а для американского – визитная карточка.

Японский зубной-техник не сделает 50-летней женщине зубы молодой девушки, потому что в его понимании красота – это естественность и незаметность, а вот красота по-европейски и тем более по-американски, как правило, имеет выраженный «освежающий» эффект.

Но даже люди одной культуры по-разному относятся к эстетике улыбки, поэтому талантливый техник может очень стараться делая мамелоны, имитировать трещины эмали, а пациент будет недоволен «шедевром», потому что ожидал увидеть совсем другие зубы.

Из интервью с Александром Бабуровым: «есть пациенты, которые помогают врачу сделать красивые зубы, а есть которые мешают…»

Как же понять друг друга?

То, что врач сказал: «Здесь будет чуть короче и светлее», а пациент кивнул, вовсе не значит, что они представили одно и тоже.

Прототипирование серьезно помогает понять друг друга, но лучший вариант, когда техник видит пациента на приеме, а врач консультируется с техником по нюансам ортопедической конструкции. Клиники, работающие в сегменте высокой эстетики вполне могут позволить себе такое взаимодействие.

Эстетика – это «вишенка на торте»

Соединить высокую эстетику и плохо продуманную функцию надолго не получится и раз уж нужно сделать работу «на отлично», важно объяснить пациенту, что во время лечения понадобится команда специалистов.

Под эстетику возводится надежный фундамент и за это пациенту тоже нужно заплатить, хотя скорей всего ни ему, ни окружающим, этой работы видно не будет.

Красиво хотят не только очень богатые

Люди, которые считают, что платят дорого, более требовательны. Но «дорого» – понятие относительное, и если стоимость лечения для «обычного» пациента выглядит значительной, то его требования скорей всего не смягчатся, даже если объяснить, что это не «overprice», а средне-рыночная цена.

Как узнать, чего ждёт пациент?

Пациенты плохо объясняют, что они хотят. Для большинства зубы просто белые или желтоватые.

Нюансы оттенков, неоднородность цвета, прозрачность — это мало кому понятно, но ожидания пациента лучше прояснить как можно точней. Для этого подойдет обсуждение сделанных работ из портфолио врача, и возможно, демонстрация образцов коронок, виниров и других ортопедических конструкций (лаборатория РотФронт предоставляет заказчикам такие наборы).

Если претендующий на высокое качество и превосходную эстетику пациент вдруг отказывается от реализации полного плана лечения, не хочет оплачивать прототипирование, то для врача это повод еще раз детально объяснить разницу между «обычным» и «лучшим» вариантом.

Феномен «всплеска требовательности»

Чаще всего это озадачивает врача и застает врасплох, а выражается феномен «всплеска требовательности» в том, что доведя зубы до состояния «края» пациент решает сделать всё в лучшем виде. Врач с азартом берется за работу, поскольку, видя текущее состояние, понимает: «я могу сделать лучше, чем сейчас!»

Но позже выясняется, что пациент хочет не просто лучше, чем было, он хочет великолепно(!) и врачу остается только удивляться, как с такой тягой к прекрасному, человек довел себя до «этого» состояния?

Чтобы успешно сдать работу, врачу необходимо как можно точнее понять ожидания пациента.

Продавец высокой эстетики

Мы понимаем, что и техники и врачи повышают свое профессиональное мастерство всю жизнь, а значит объективно не существует момента, когда можно сказать: «я гений эстетических реставраций, делаю эксклюзив, поэтому с этого дня стою очень дорого».

Так что же позволяет амбициозным специалистам продавать хорошие работы как «премиум-класс»?

Можно сколько угодно обсуждать «продавец ли врач-стоматолог или нет», но факт остается фактом: если врач в какой-то момент своей карьеры решает, что пора играть в «высшей лиге» и делать не просто эстетичные, но и высокоприбыльные работы, ему необходимы великолепные коммуникативные навыки, чтобы ладить со сложными, требовательными пациентами.

И поскольку красота очень субъективна, а пациент не может провести экспертное сравнение «новых» зубов с эталоном, на который равнялся, то он принимает решение на уровне «нравится/не нравится» и врачу потребуется мастерство убеждения, чтобы пациент поверил: новые зубы – превосходны!

Звездный час

Ни опыт, ни осмотрительность не уберегут от ошибок, и в мире нет врача и зубного техника, который хоть раз не пожалел бы, что взялся за «такого» пациента и «эту» работу.

Александр Бабуров очень точно подметил, что работая со «звездной» публикой не стоит рассчитывать исключительно на положительную рекламу и хорошие рекомендации. Многие пациенты не любят рассказывать «как получили такие зубы», но если останутся недовольны работой, то вполне могут потопить репутацию врача.

Вне зависимости от звездности пациентов, всех, кто работает в области высокой эстетики с требовательными заказчиками объединяет одно – они дорого просят за свою работу. Ведь в цену нужно заложить многие риски, в том числе неоднократные переделки работы, иначе прибыль по таким «проектам» может светись к нулю и даже убыткам.

Красота становится доступной

Мы не раз писали о «цифровизации» лабораторий и клиник. То что ещё вчера делалось руками и занимало много время, сегодня можно отсканировать, спроектировать на компьютере, распечатать и отфрезеровать.

Например в этом ролике демонстрируются этапы изготовления реставраций из полихромных блоков диоксида циркония DDcubeX2 ML.

Многих пациентов вполне устраивает качество реставраций, изготовленных прямо в клинике по технологии CEREC.

С реставраций e.max сходит налёт элитарности и работы из этого материала становятся массовым продуктом.

В Китае в 2018 году выпущен 3D-принтер, который печатает коронки из керамической суспензии на основе оксида алюминия и диоксида циркония методом лазерной стереолитографии. И уже на подходе технологии печати керамикой с имитацией внутренней структуры зубов.

Читайте также:  Флюгеры на крышу своими руками из металла – чертежи

Мы говорим это к тому, что при размытости понятия «эстетика премиум-класса», ставки для врачей, решивших играть в «высшей лиге», порой слишком высоки! Так может, чтобы получать удовольствие от профессии и хорошо зарабатывать, достаточно просто делать хорошие эстетичные работы?

И да, самое главное, есть шанс не выгореть на работе, сохранить нервы и своё здоровье!

Материал подготовлен агентством медицинского контент-маркетинга ЧЕХОВ.today совместно с зуботехнической лабораторией РотФронт.

Что такое эстетика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эстетика, эстетично, эстетический – эти слова мы постоянно используем в своей речи, подразумевая гармонию и красоту.

Никто и не задумывается, что эстетика — это, в первую очередь, раздел философии, а не красивая улыбка, сделанная в стоматологическом кабинете, или модные губы уточкой, сотворенные в клинике эстетической хирургии.

Вы будете смеяться, но вот определение эстетики из краткого словаря философских терминов :

«ЭСТЕТИКА – это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей».

Вот тебе и зубы, губы и носы. За что я люблю философию, так это за дебри слов, в которых можно заблудиться и почувствовать себя немного неандертальцем в набедренной повязке. Чтение философских словарей очень отрезвляет, когда начинаешь думать, что ты самый умный. Советую.

Если серьезно, то мы не напрасно связываем эстетику с гармонией и красотой , так как это две ее важные составляющие.

Давайте все же попробуем копнуть немного глубже и открыть для себя понятие эстетики с философской позиции, но чуть менее витиевато, чем в приведенном выше примере.

  1. Подходы к определению эстетики.
  2. Категории эстетики. Красота как главная категория.
  3. Искусство как предмет изучения эстетики.

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Эстетика – это наука о красоте в жизни и в искусстве.

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами . Баумгартен дал первое определение:

Эстетика – это наука о чувственном познании, которое постигает и создает прекрасное. Чувственное познание выражается в искусстве.

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.

Почему эстетика считается частью философии? Дело в том, что главный ее вопрос «Что такое красота?» находится в одном ряду с важнейшими вопросами философии о месте человека в этом мире, о существовании Бога, о добре и зле, жизни и смерти, об абсолютности истины и первичности сознания или материи.

В XVIII веке, в разгар эпохи Просвещения бурно развивались науки, покидая тихую гавань философии. Любители мудрости того времени переосмыслили триаду основных философских направлений «логика-физика-этика», доставшуюся еще со времен стоиков.

Теперь в противовес научному мировоззрению необходимо было выделить эстетическое, чувственный мир искусства.

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном . Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

  1. логика – это про мышление,
  2. этика – это про нравственность,
  3. эстетика – про красоту.

«Эстетика есть форма осознания этики».
Фазиль Искандер, советский писатель

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

” alt=””>

«Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц».
Барнетт Ньюмен, американский художник, философ, публицист

Категории эстетики

Категории в философии – это максимально общие понятия, в которых выражены самые важные отношения.

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное . Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет , можно в таблице.

Красота
АнтичностьНеотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние векаБожественная природа красоты.
Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха ВозрожденияКрасота самой природы.
Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?)Прекрасное равно изящному.
Красота формальна и целесообразна.
Новое времяПрекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее времяТолько человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

«Красота в природе – это прекрасная вещь,
а красота в искусстве – это прекрасное представление о вещи».
Иммануил Кант, немецкий философ

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Искусство как предмет изучения эстетики

Эстетику часто называют философией искусства.

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат , в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

  1. Эстетическое восприятие – это не менее важная деятельность человека, чем само художественное творчество. Это умение воспринимать действительность и искусство с точки зрения их эстетической ценности. Эстетическое восприятие зависит от разных факторов, включая опыт, вкус, этические нормы и проч.
  2. Эстетический вкус . О вкусах, конечно, не спорят, но как сказал английский писатель Гилберт Честертон: «О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются».

Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.

  • Эстетическое воспитание . Его цель как раз научить понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический вкус.
  • «Вкус – это эстетическая совесть».
    Жан Поль, немецкий писатель

    Краткое резюме

    Эстетическое восприятие мира было свойственно людям еще в глубокой древности. На протяжении своей истории человечество развивало понимание эстетики. Люди искали красоту в природе, стремились создавать рукотворную красоту вокруг себя.

    Думаю, во все эпохи существовало дурновкусие, цветет оно буйным цветом и в современном мире. Очень важно воспитывать в себе чувствительность к прекрасному, развивать эстетический вкус, чтобы не погрязнуть в болоте пошлости и фальшивок.

    Как определить цену товара: механизм ценообразования и что влияет на уровень цен

    Определение правильной цены на выпускаемую продукцию — одна из важнейших задач компании. Цена — это один из основных стимулов спроса и предложения на рынке. Для производителя она должна быть такой, чтобы поддерживать спрос на хорошем уровне и обеспечивать прибыль предприятию.

    Разберемся, какие факторы влияют на ценообразование и как рассчитать цену на товар.

    Структура цены

    Как правило, цена товара в рознице состоит из следующих составляющих:

    1. Полная себестоимость товара. Совокупность всех издержек, которые необходимы для его производства.
    2. Норма прибыли. Размер прибыли, необходимый компании для нормального существования и развития.
    3. Наценки посредников — дилеров, дистрибьюторов.

    Конечный потребитель получает цену, сформированную из этих составных элементов. Разберемся подробнее в факторах, влияющих на цену.

    Себестоимость товара: постоянные и переменные затраты

    Одними из главных факторов, которые влияют на цену, являются издержки производства. Тут есть два основных показателя: переменные затраты и постоянные.

    Переменные затраты — это издержки, размер которых зависит от объема выпускаемой продукции. Эти затраты меняются пропорционально изменению объема производства.

    Увеличивается выпуск продукции — растут переменные затраты. Объем производства снижается — переменные затраты также становятся меньше.

    К этому типу издержек относятся:

    • стоимость закупки сырья и материалов;
    • оплата труда сотрудников на производстве;
    • топливо и электроэнергия, которые расходуются при производстве;
    • закупка изделий и полуфабрикатов;
    • затраты на инструменты и вспомогательные материалы.

    Пример: Завод производит 200 единиц продукции. Переменные затраты на производство этого объема продукции — 1 000 р. Стоимость производства 1 товара — 1 000 / 200 = 5 р.

    При увеличении объема с 200 до 400 единиц переменные затраты также увеличиваются в два раза и составляют теперь 2 000 р.

    При этом переменные затраты на 1 единицу продукции остаются прежними: 2 000 / 400 = 5 р.

    Постоянные затраты — это те издержки, которые остаются на одном уровне вне зависимости от изменений объема производства. К таким издержкам относятся:

    • арендная плата;
    • заработная плата менеджерам;
    • затраты на амортизацию оборудования;
    • торговые издержки.

    Пример: При производстве 200 единиц продукции постоянные затраты составляют 500 р. Затраты на 1 единицу продукции — 500 / 200 = 2,5 р.

    Когда производство увеличивается с 200 до 400 единиц, постоянные затраты по-прежнему составляют 500 р. При этом в расчете на 1 единицу продукции они снижаются — 500 / 400 = 1,25 р.

    Постоянные затраты иногда могут меняться. Одной из причин может стать рост цен на аренду. К тому же при значительном расширении производства предприятию потребуется увеличить производственные площади, количество менеджеров и т.д.

    Совокупность всех производственных затрат, постоянных и переменных, составляет полную себестоимость продукции. В приведенных выше примерах при объеме производства в 200 единиц продукции себестоимость 1 товара равна: 5 + 2,5 = 7,5 р.

    Что дает показатель себестоимости?

    Себестоимость — это нижняя планка отсчета при определении цены на товар. Если цена продукции равна ее себестоимости — окупаются все производственные затраты, но прибыли предприятие не получит.

    В нашем примере минимальная цена 1 товара должна быть не ниже 7,5 рублей. При цене 7,4 рубля предприятие работает в убыток. При цене 7,5 — выходит в 0. При цене в 8 рублей — получает прибыль 50 копеек на каждую единицу товара.

    Что еще влияет на цену?

    Прибыль

    Желаемый уровень прибыли. Для каждого предприятия норма прибыли сугубо индивидуальная. На это влияют особенности вида бизнеса, размер компании, специфика бизнеса. В любом случае в цену продукции закладываются нормы прибыли.

    Например. Продолжим с приведенными выше примерами. Предприятие производит 200 единиц продукции и планирует получить 2 000 рублей прибыли. Для этого с каждого проданного товара необходимо получить прибыль 10 рублей. Себестоимость 1 единицы продукции — 7,5 рублей. Чтобы обеспечить необходимую норму прибыли нужно установить цену в размере 17,5 рублей.

    При условии, если весь товар реализуется, предприятие получит: (200 * 17,5) — (200 * 7,5) = 3 500 – 1 500 = 2 000.

    Ценность продукта для потребителей

    Если товар представляет для конечного клиента большую ценность, он готов заплатить больше. Поэтому в таких товарах размер прибыли производителя и наценки посредников могут в несколько раз превышать себестоимость.

    Стимулирование спроса

    На темпы сбыта продукции сильно влияет осведомленность покупателей. Рекламные кампании помогают донести до потребителей информацию о товаре, его качестве и преимуществах и тем самым стимулировать спрос. Однако затраты на рекламу увеличивают себестоимость продукции. Поэтому для того, чтобы получить необходимую норму прибыли, в цене должны учитываться эти расходы.

    Пример: Производится 200 единиц продукции по себестоимости 7,5 рублей/шт. Норма прибыли — 2 000 рублей. Для этого нужно продавать по цене 17,5 рублей за 1 единицу товара. Предприятие тратит на рекламную кампанию 500 рублей. Себестоимость 1 товара таким образом увеличивается на 500 / 200 = 2,5 рублей и становится равной 10 рублям. Если компания продаст товар по прежней цене, то чистая прибыль составит: (200*17,5) — (200 * 10) = 1 500 рублей.

    Из предыдущего примера мы знаем, что для достижения нормы прибыли цена 1 единицы продукции должна быть на 10 рублей выше себестоимости. Поэтому с учетом рекламных издержек необходимая цена — 20 рублей / единицу товара.

    Способ реализации товара

    При продаже товара напрямую конечному потребителю есть возможность проводить более гибкую стратегию ценообразования. Если же между производителем и потребителем находится цепочка посредников — возможности влияния на цену уменьшаются. Каждый из посредников добавляет к закупочной стоимости товара свою наценку, и в конечном итоге потребитель получает цену, равную себестоимости товара + надбавка производителя и всех посредников.

    Конкуренция

    Если себестоимость продукции — нижняя планка формирования цены, то конкуренция определяет диапазон цен, а иногда и верхнюю границу. На сформировавшихся рынках компания может позволить себе устанавливать цены выше, чем у конкурентов, только если:

    • предлагает товар лучшего качества;
    • предлагает лучшее обслуживание;
    • готова проводить масштабные рекламные кампании.

    Или является безусловным лидером в отрасли с давно сформированным брендом.

    В остальных случаях необходимо мониторить цены конкурентов и подстраивать ценообразование в соответствии с положением на рынке.

    Идеальный вариант для компании — возможность получать норму прибыли при установленной цене продукции ниже, чем у конкурентов.

    Иногда компании приходится корректировать свою стратегию, пожертвовать частью потенциальной прибыли и снизить цену, чтобы быть в диапазоне рыночных цен и не иметь проблем со сбытом товара.

    При работе на конкурентных рынках производитель должен иметь себестоимость своей продукции не выше, чем у конкурентов. Иначе он не сможет занять прочную позицию на рынке в случае ценовой войны.

    Пример: Вернемся все к тому же примеру, что и выше. Только теперь добавим 3-х конкурентов. Конкурент 1 продает аналогичную продукцию по цене 21 рубль / шт. Конкурент 2 — 20 рублей / шт. Конкурент 3 — 18 рублей / шт.

    Тут предприятие может выбрать из нескольких стратегий:

    1. Установить цену 20 рублей, вкладывать деньги в маркетинг и попытаться вытеснить 2 и 3 конкурента за счет агрессивных рекламных кампаний.
    2. Установить цену 25 рублей / шт, предлагать клиентам дополнительный качественный сервис и доказать превосходящее качество своей продукции.
    3. Встать ниже рынка и установить цену 17,5 рублей. В рекламной кампании (на которую тратится 500 рублей) сделать упор на более дешевых ценах. Так предприятие получит прибыль меньше желаемой нормы, однако сможет быстрее распродать продукцию и закрепиться на рынке. Впоследствии → увеличить объемы производства и получить больше прибыли за счет сбыта больших объемов продукции.

    Равновесная цена: почём готовы покупать потребители

    Существует понятие равновесной цены, при которой рынок становится сбалансированным. Это цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей. В таком случае объем спроса (количества продукции, которую потребители готовы купить) полностью соответствует объему предложения (количеству произведенной продукции).

    Разберем, как это влияет на ценообразование.

    Потребители готовы покупать разное количество продукции, которую производит завод из примеров в этой статье, в зависимости от цен на нее. Вот небольшая табличка:

    Цена, р. Спрос, шт.
    17300
    17,5250
    18200
    18,5150
    19130
    19,5115
    20100

    Равновесная цена в таком случае — 18 рублей / шт. (при условии, что завод производит фиксированное количество продукции — 200 шт.).

    Чтобы на складе не оставались излишки, цена не должна превышать 18 рублей.

    Заключение

    Ценообразование — сложный процесс. В нем нужно учесть много различных факторов: себестоимость, норма прибыли, конкуренция, количество посредников, уровень равновесной цены. Это неполный список. На цену также влияет ценность продукции для потребителей, узнаваемость бренда, качество обслуживания, результативность маркетинговых активностей и другие факторы.

    Хотите глубже разобраться в теме? Пройдите курс NIMA-B.

    Цена зависит от производителя

    Бывая в разных магазинах, ты можешь заметить, что цены на одни и те же товары различаются. Почему так происходит? В чем причины этого? Давай разбираться.

    Для начала вспомним, что такое цена. Цена – это денежное выражение стоимости товара. По сути это деньги, с которыми покупатель готов расстаться в обмен на товар, а продавец товара готов расстаться с ним в обмен на предложенную сумму денег. Абсолютных цен не бывает, и все они являются следствием тех или иных договорённостей.


    ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕНЫ

    Цена любого товара формируется из нескольких элементов.

    Во-первых, это себестоимость, то есть затраты на производство товара. Сюда входят цена сырья, зарплата работников, вспомогательные материалы, накладные расходы, затраты на покупку станков и оборудования, его замену (это называется «амортизация»). Плюс производитель по закону должен платить налоги и отчисления, что тоже влияет на себестоимость.

    Например, прежде чем получить молоко, надо для начала купить корову. Затем нужно организовать «дом» для коров – построить или купить специальное сухое, проветриваемое помещение. Далее приобрести сено и комбикорм, доильное оборудование, нанять работников, платить им заработную плату, организовать сбор, хранение и доставку молока в магазин и сделать еще много других важных дел. Все это требует вложений, которые влияют на себестоимость товара.

    Во-вторых, в цену товара производитель закладывает прибыль. Предположим, ты решил продавать рамки для фотографий. Чтобы была выгода, толк от этой затеи, ты сделаешь «наценку». То есть, при себестоимости производства рамки в 100 рублей, продавать ты её будешь уже за 120. Эти самые 20 рублей и будут твоей наценкой.

    Но и это еще не все. Если ты продаешь фоторамки через магазины, то и они сделают торговую надбавку. К примеру, за каждую рамку магазин может «накинуть» 70 рублей. В итоге розничная цена на твой товар для конечного покупателя будет 190 рублей.

    ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НА ЦЕНУ ТОВАРА?

    Помимо этих трех факторов на цену товара могут влиять и другие.

    Спрос и ценность товара. Все просто: чем продукт ценнее в глазах покупателя, чем выше спрос, тем выше и цена. На спрос влияет множество факторов – регион, сезонность и другие. В пустыне глоток воды может стоить в 10 раз дороже, чем бутылка той же самой воды в городе. Хотя себестоимость может быть одинакова. Летним жарким днем спрос на мороженое растет, соответственно, многие продавцы увеличивают цены.

    Конкуренция. Чем больше производителей, тем, как правило, ниже цена. И наоборот. В определенных сферах производства есть только один продавец, его называют монополистом. К примеру, во многих деревнях и селах России работает лишь один государственный банк, один магазин. И жители этих деревень не имеют возможности получать услуги в других банках или товары в других магазинах.

    В иных отраслях есть несколько продавцов. Два или три, как на рынке нефти, например. Такой тип рынка называется олигополией. В этом случае цена на товары «жесткая» и, скорее всего, меняется редко. Стоимость товара во многом зависит от типа конкуренции.

    Способ реализации товара. Одно дело, когда производитель напрямую сбывает свою продукцию магазинам. Другое – если между производителем и продавцом есть еще звенья в цепочке. Чем больше посредников, тем дороже продукт для потребителя. Ведь каждый посредник обязательно будет делать надбавку за свои услуги.

    Обслуживание. Доставка, упаковка товара, установка, обучение персонала, послепродажное обслуживание – все это влияет на цену. Понятно, что чем дороже обслуживание, тем больше причин для роста цен.

    Реклама. Чтобы о товаре узнали как можно больше потребителей, нужна хорошая реклама, которая стоит денег, ведь за каждую минуту эфирного времени на ТВ или за баннер на сайте нужно платить. Если для рекламы привлекаются известные актеры, ведущие, у которых немалые гонорары, стоимость ее в десятки раз повышается. Все это сказывается на конечной цене товара.

    КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕНЫ

    В целом цены делятся на три вида. Оптовые – те, по которым предприятия продают свою продукцию в большом количестве (оптом) без помощи розничных сетей другим предприятиям.

    Розничные – это цены, которые мы видим в магазинах. Они включают те надбавки, о которых мы уже говорили. Бывает, что торговые сети устанавливают на товары разные скидки – распродажи, сезонные скидки, различные акции («Купи два продукта, получи третий в подарок» или «Второй товар за полцены»).

    Есть еще третий вид цен – закупочные. По этим ценам производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее крупными объемами государству и предприятиям. Можно значительно сэкономить, зная, как образуется цена.

    От чего зависит цена на пластиковые окна

    Пластиковое окно – сложная система, состоящая из множества элементов: профиль, стеклопакет, уплотнитель, подоконники и откосы, фурнитура, отливы и дополнительные аксессуары. Решающим фактором при выборе такой конструкции является цена.

    Спальня с видом на море

    Но высокая стоимость не всегда подкреплена качеством, а экономия может привести к дополнительным денежным затратам.

    Постараемся разобраться: из чего складывается стоимость пластиковых оконных конструкций, как не ошибиться с выбором и сэкономить.

    Ключевые факторы ценообразования

    Итоговая стоимость готового оконного блока формируется из четырех ключевых факторов:

    1. Качество материалов, комплектующих, которые используются в производстве;
    2. Технологический процесс: оборудование, технологии;
    3. Монтаж, опыт сотрудников компании-подрядчика;
    4. Гарантийное, постгарантийное обслуживание.

    Материалы, комплектующие

    Профиль

    Стоимость профильной системы зависит от выбранной марки.

    Немецкие производители предлагают одни из самых качественных профилей. В производстве соблюдены технологические стандарты, нормы. Продукция проходит контроль на каждой стадии изготовления. Качество готовых изделий подтверждается сертификатом.

    Аналоги немецкого профиля обойдутся дешевле, но не смогут похвастаться достойными техническими характеристиками. Часто такие профильные системы не имеют сертификата.

    В состав дорогого профиля входит оксид титана, который придает материалу дополнительную прочность, защиту от ультрафиолета. В составе дешевых систем редко встречается защитный компонент.

    Из-за сложной геометрии многокамерный профиль стоит дороже. Отличается большой монтажной глубиной.

    Также производители дополнительно усиливают пластик армированием из стали:

    • Обычный стальной сплав толщиной 0,8-1,2 мм придает прочность, но не защищен от коррозии.
    • Оцинкованная сталь 1,5 мм отличается высокой прочностью, не боится коррозии.

    Стоимость профиля зависит и от плавности линии:

    • Дорогие системы – округлые очертания, плавные линии.
    • Дешевые системы – прямые линии.

    Стеклопакет

    Стоимость стеклянного пакета зависит от вида, качества стекла, количества камер и других параметров:

    • Бронированное и многослойное цветное стекло обойдется дороже стандартного стеклянного листа без покрытия.
    • В производстве стеклопакетов используется стекло марок М0-М7. Чем выше маркировка, тем качественнее материал (без дефектов, искажений).
    • Для заполнения камеры применяется инертный газ. Аргон используется для стандартных стеклопакетов. Ксенон, криптон – газы рассчитаны на эксплуатацию системы в северных регионах.

    На стоимость стеклопакета влияет и количество камер:

    • Однокамерный. Толщина – 24 мм. Используется для остекления нежилых помещений, складов, производственных объектов.
    • Двухкамерный. Толщина – 32 мм. Отличается энергоэффективностью. Не пропускает холод в помещение, защищает от уличного шума.
    • Трехкамерный. Вариант для севера, где температура зимой опускается до -40 градусов. Подходит для установки в коттеджах, квартирах с индивидуальной системой отопления.

    Допускается использование в стеклопакете камер разной толщины. Это позволяет оконной конструкции эффективно удерживать тепло, поглощать шум.

    Фурнитура

    Система крепежей должна быть прочной, надежной. Благодаря качественной фурнитуре створки не провисают, нормально открываются/закрываются.

    Дешевые оконные ручки изготавливают из пластика. Для дорогой фурнитуры используют латунь. Качественный и приемлемый по стоимости вариант – ручки из алюминия.

    При выборе противовзломной фурнитуры увеличивается цена готового изделия. Но такая система защитит конструкцию от взлома. Противовзломная фурнитура актуальна для установки на первом этаже.

    Установка детских оконных замков также увеличивает общую стоимость остекления. Использование защитных замков повысит безопасность конструкции.

    Для удобства проветривания помещения на конструкцию устанавливают гребенки. Средняя стоимость аксессуара находится в пределах 300-400 рублей.

    Дешевый вариант – глухие оконные блоки без фурнитуры. Но такие окна ставят только в технических помещениях, не требующих проветривания. Чтобы сэкономить, глухие створки комбинируют с распашными или поворотно-откидными.

    Уплотнители

    Задача уплотнителя – обеспечить герметичность оконной системы, плотность прилегания створок. Этот элемент конструкции изготавливают из резины, этиленпропиленового каучука, силикона, модифицированного ПВХ.

    Выбор материала уплотнителя зависит от условий эксплуатации:

    • Каучуковый пероксидный не желтеет под воздействием ультрафиолета;
    • Каучуковый серосодержащий боится воздействия ультрафиолета;
    • ПВХ подходит для использования в теплых регионах. Под воздействием минусовых температур утрачивает эластичность;
    • Силиконовый длительное время остается эластичным, не выцветает. Минус: обойдется в несколько раз дороже, чем резиновый уплотнитель.

    Производители предлагают уплотнители черного, белого цветов. Дороже стоят цветные уплотнительные контуры.

    Подоконники, откосы

    Тип откосов также влияет на стоимость готовой оконной конструкции. На выбор есть теплые откосы из сэндвич-панелей, из гипсокартона (недорогой элемент оформления). Для “холодной” и наружной отделки может использоваться штукатурка.

    Для подоконников применяется пластик, натуральный или искусственный камень (мрамор, гранит, кварц, акрил).

    Декор

    Стоимость оконной системы зависит и от использованного декора. Различные способы декорирования могут применяться по отдельности или вместе:

    • окрашивание;
    • ламинирование под определенный оттенок, фактуру дерева;
    • накладки на петли, ручки;
    • витражные стеклопакеты;
    • декоративная раскладка.

    Форма

    Конструкции сложной формы обойдутся дороже: овальные, круглые, треугольные, ромбовидные, трапециевидные, моллированные. Высокая цена обусловлена сложностью изготовления, большим расходом материала.

    Фасад здания с шестиугольными окнами

    Дополнительные аксессуары

    Москитные сетки предназначены для защиты помещения от насекомых, мусора. Противомоскитные конструкции устанавливают на окна, двери, балконные рамы. Владельцы домашних животных могут выбрать сетку «Антикошка», но такая система защиты обойдется дороже. Стоимость сеток также зависит от их размеров, формы, материала, способа крепления.

    Для защиты помещения от солнца можно заказать жалюзи, роллетные шторы:

    • вертикальные, горизонтальные;
    • из ткани, пластика, алюминия, бамбука;
    • с системой «день-ночь»

    В общую смету включается цена за жалюзи, интегрированные во внутреннюю камеру стеклопакета.

    Качество сборки

    Официальные дилеры компаний-производителей оконных профилей и стеклопакетов получают элементы конструкции в готовом виде. Сборка, регулировка системы осуществляется в цехах.

    Для сборки используется автоматическая линия. Простое оборудование производит до 10 единиц ПВХ окон в смену. Сложные линии позволяют получить до 100-200 единиц оконных пластиковых конструкций в день.

    В производстве также применяют шуруповерты, сварочное оборудование.

    Важно: Чем крупнее предприятие, тем выше производительность оборудования. Компания изготавливает окна в больших объемах, что позволяет снизить себестоимость готовой продукции. Выгоднее заказывать у крупных фабрик.

    Качество монтажа

    Окна можно установить самостоятельно. Но такая установка приведет к дополнительным денежным затратам на ремонт, переустановку оконного блока. Только специалисты гарантируют качественный монтаж.

    Стоимость услуги монтажа зависит от следующих факторов:

    • Демонтаж. В работе учитывают высоту этажа, возраст здания. Демонтаж ветхого оконного блока в старом доме обойдется дороже.
    • Проем. В установке типовых конструкций (стандартные размеры, форма) не возникает проблем с установкой. Для окон нестандартной формы, больших размеров потребуется дополнительный бюджет.
    • Откосы. Если окно установлено с северной стороны, требуется его утеплить. Теплые откосы защищают стекло от промерзания.
    • Тип створок. Установка глухих створок займет мало времени. Для монтажа поворотно-откидных конструкций потребуется больше времени, трудозатрат.
    • Монтажные элементы. Вес оконного блока может достигать более 100 килограммов. Для надежного монтажа тяжелой конструкции понадобится от 14 анкерных пластин. Экономия на этих элементах может привести к проседанию блока, перекосу створок.

    На итоговую сумму также влияет установка отливов, откосов, подоконников, москитных сеток, жалюзи.

    После монтажа мастер обязан проверить окно на правильность установки.

    Важно. Монтаж оконной системы доверяйте только квалифицированным мастерам. Специалисты соблюдают технологию, работают со специальным инструментом, предоставляют гарантию на выполненные работы.

    Как сэкономить на установке ПВХ окон

    Экономия не должна быть в ущерб качеству. Окна должны оставаться герметичными, соответствовать требованиям тепло-, шумоизоляции.

    Покупая оконные конструкции ПВХ, экономят на нюансах:

    • При оплате полной суммы без рассрочки многие компании предоставляют покупателям скидки.
    • Не всегда потребуются дополнительные аксессуары (москитные сетки, детские замки, противовзломная фурнитура). От этих элементов можно отказаться, уменьшив сумму заказа.
    • Вместо специальных стекол можно поставить стандартное остекление.
    Добавить комментарий