Штраф за незаконную врезку воды
На ИП выставили счёт за безучётное потребление воды (незаконную врезку) за три месяца. Если оплатим данный счёт, могут ли выставить счёт за больший период времени, например, за три года. Или это незаконно? Врезку обнаружили полгода назад, штраф за незаконную врезку в размере 80000 оплатили (как понимаю, штраф был выставлен неверный КоАПРФ 7.20 – 30 000 руб).
Мама купила дом в деревне. При покупке вода в доме была, что зафиксировано в техпаспорте. Сейчас пошли заключать договор с водоканалом, они выставили штраф за незаконную врезку. Есть ли смысл судиться с продавцом, чтобы он оплатил штраф, так как незаконную врезку делал он?
Купили месяц назад дом. Сразу пошли делать договор на воду с горводоконалом. Как оказалось у нас нет тех условий и проекта, хотя все трубы уже проведены и вода в доме есть. Требуют оплатить штраф 115000 р за незаконную врезку. Должны ли мы оплатить этот штраф или это должен сделать бывший собственник дома, который утаил информацию о незаконной врезке в водопровод. Как поступить.
Водоканал назначил штраф 180 тыс. руб за незаконную врезку. У нас частный дом, на участке два дома. Один ещё достраивается. Мы провели воду во второй дом и летний душ через свой колодец, НО после счетчика (т.е. вода у нас всегда была официальная, все платили по счетчику). Нам пришли менять счетчики и выпивались акт, что назначается штраф за незаконную врезку. Но ведь в центральную магистраль никто не врезался! Все потраченная вода оплачивалась по счетчику.
Со времен СССР в доме есть вода, ежемесячно платим по средним показателям счётчиков нет. Сейчас пришел судебный приказ о взыскании штрафа за незаконную воезку. Как узаконить воезку которой боле 30 лет без данного штрафа. Ведь мы всегда платили за воду и водоканал знал о данной сисиете водоснабжения.
Строим дом. Перенесли общий кран на воду на улицу. Не успели поставить счетчик. Водоканал требует оплатить 16784 рублей как штраф за незаконную врезку. Правы ли они?
В 1983 году мой дед при колхозе провел водную колонку во двор так делали все кто работал в колхозе в данный момент пришли из водоканала и выписали штраф 5000 руб за незаконную врезку хотя мы платим за воду как быть?
Я купил участок в кредит, на котором незаконная врезка к водопроводу. 1.5-2 недели назад сотрудник водоканала позвонил и сказал что из земли медленно вытекает вода и по моему приезду показал что течь скорее всего идет из врезной трубы, которая скорее всего сгнила со временем и протекает. Я захотел официально подключиться, на что в водоканале мне сказали:
1. необходимо сначала поставить заглушку, чтобы вода не вытекала.
2. оплатить воду за летний период 5625 т. р. (уже оплатил)
3. оплатить штраф за незаконную врезку и вытекшую воду
4. оплатить подключение за воду 19515 т. р. вопрос: что я должен сейчас делать? О какой сумме идет речь и что я могу сделать чтобы не платить или оплатить по мнимому?
Мне достался дом в наследство. В тех. Паспорте на дом, есть центральное водоснабжение на 40.6 кв метров. Оплачивали квитанции из водоканала, а как оказалось платили, как за колонку, я там не проживал, жил дядя, инвалид 2 группы. Меня обвинили в незаконной врезеке, хотя воду проводили ещё в 70 х годах в дом, моему делу Иов войны. В ВОДОКанале ДОКУМЕНТОВ на, то что врезка была законная нет, что делать и как не платить штраф за незаконную врезку. Я там не проживала и за воду по квитанции платила ежемесячно.
У меня частный дом. В июне этого года, без уведомления и предупреждения, мне отрезали холодную воду. Долг есть, 2500 по счетчику. Сегодня хотела оплатить, но оказалось что с меня требуют оплату по норме. а это 9400. И мне вменяют еще незаконную врезку. Дело в том что раньше я платила в городской коммунальник, а потом в нашем поселке организовали местный коммунальник, и с ним я не заключила договор. теперь за его существование, с 2013 года, с меня требуют оплату и вменяют штраф за незаконную врезку 120000. Вот три месяца почти я без воды. Обращалась в прокуратуру, там обязали их подключить меня обратно. но как говориться и воз ныне там. Могу я подать в суд и через суд подключиться к сети?
У меня мама проводила воду в частный дом в 2011 г, документы не сделали до конца, подрядчик пропал, за все было заплачено, сейчас этот человек не занимается этим всем, теперь говорят или штраф за незаконную врезку или по новой надо подключаться и платить, хотя все давно подключено и оплачено. Что делать?
Предыдущие хозяева врезались в центральное водоснабжение (колонка), живем в деревне. Заставят ли нас оплатить штраф за незаконную врезку, если ее делали предидущие хозяева? И в каком размере этот штраф будет? Пришли к нам из администрации нашей местной и попросили поставить счетчик на воду и заключить договор с ними. Мы не против, но боимся что повесят огромный штраф, или заставят платить неимоверные деньги за подключение.
Дом в селе в собственности 7 лет с 2009 года. Воду к дому подвели 6 лет назад. Согласовалис администрацией устно. 2 года назад нас передали городскому водоканалу, и они хотят меня оштрафовать за незаконн ую врезку. Штраф озвучили а 30 т.р.Вода в дом заведена в июне 2016 года. Счетчиков нет. Квитанции за полив оплачивала в полной мере. Законный ли штраф?
Водоканал выписал акт с предписанием за незаконную врезку в водоснабжение и водоотведение. По факту у меня имеется временный абонентский номер полученный еще предыдущим собственником. Счётчик тоже имеется, опломбированный. Соответственно я плачу по квитанции, задолженности нет. Каковы мои дальнейшие действия в данной ситуации? Через какое время мне могут прекратить подачу воды и /или выставить штраф и в каком размере. Спасибо.
5 лет назад проводили воду на участок. Документы, согласованные и подписанные по закону водоканалом все имеются. Пользуемся водой с колодца, который находится во дворе дома. Но оказалось, что спустя долгое время сотрудники обнаружили, что кран на участке не опломбирован. Выписали штраф по сечению трубы как за незаконную врезку. Правомерны ли такие действия?
У нас в частном доме была незаконная врезка (водой не пользовались, т.к. там не жили, есть свидетели) Стали проводить воду согласно правилам, заплатили штраф в размере 4500 руб. Оставили заявление на установку счетчика в августе, поставить должны были в сентябре, а поставили в декабре. В доме по прежнему не живем-водой не пользуемся. Пришел счет с сентября по декабрь из расчета по количеству прописанных человек. Мы отказались платить, на что администрация водоканала рекомендует оплатить счет, иначе они повесят на нас штраф в 50 т. р. за незаконную врезку. Объясните пожалуйста это реальные угрозы? Законно ли это? И как вообще отреагировать на эту несправедливость?
Адвокаты. У меня спор с водоканалом. Я являюсь абонентом водоканала с 1997 г. Долга по оплате нет, есть справка. Требуют предоставить документы на врезку, если не предоставлю, требуют оплатить техусловия на врезку.
Понимаю, что чушь! Но события развивались в следующем порядке:
– на земельном участке два жилых дома: литер А и литер Б;
– оба дома запитаны с мегистрального водопровода;
– в 1994 году дом литер Б сгорел, погорельцам предоставили другое жилье, а мне на основании постановления главы поселка разрешили восстановить литер Б. Я восстановила и живу по сей день, являясь абонентом и оплачиваю услуги ежегодно;
– в 2013 г. пришло письмо без подписи, без печати без исх. № с требованием оплатить штраф за выявленную дополнительную незаконную врезку для подачи воды на соседний участок;
– в их адрес я напрвила требование предоставить источник информации и предъявить Акт комиссии (на самом деле никакой комиссии не было, так как мои ворота закрываются и попасть в мое отсутствие никто не может, врезки на самом деле, конечно, не было!);
– за подписью начальника водоканала пришел ответ, что тем самым я не отрицаю факт врезки самовольной и требовали предоставить доступ без указания времени, даты;
– Решив, если им необходимо, то пусть официально уведомят о приходе, чему я конечно, сопротивляться не должна, успокоилась;
– в 2015 г. всем совладельцам пришли квитанции на оплату, мне – нет;
– обратившись в организацию, они мне сообщили такую хрень, что если проекта нет, то я должна его выполинть!
Есть еще ВАЖНОЕ уточнение:
На магистрали отсутствует колодец с врезкой на литер А и литер Б, основная врезка подходит к моему дому литер Б, а литер А запитан от основной врезки. По утверждению соседей, врезка в магистральный трубопровод осуществлялась в 80-е годы.
Мои предположения таковы, посколку в доме литер А живет работник водоканала, не желает ли водоканал восстановить колодец на магистрали за мой счет?
30 июня (послезавтра) иду на прием к начальнику, подскажите, пожалуйста, какова должна быть моя позиция?
Помогите советом! Два года назад купили дом, вода в доме уже была, спустя два года к нам пришли с (водоканала) и выписали нам предписание! С этим документом мы пришли в саму организацию, там нас сразу отправили к юристу, которая начала объяснять, что за незаконную врезку, нам полагается штраф за пол года в размере 120 тыс, но так как она (сама доброта) то выпи шит нам штраф только за один месяц в размере 12 тыс, при этом заверила, что все законно! Но если мы откажемся платить, организация подаст в суд и платить мы будем уже 120 тыс! При этом это достаточно массовое мероприятие, т.е на штрафы попала большая часть частного сектора! Да и еще, женщина, которая выписывала предписания настоятельно советовала отказываться от всех штрафов! Врезку делал бывший хозяин, от летнего водопровода! Подскажите пожалуйста, что нам делать!?
Жили в старом частном доме, дом был старый аварийный. В нем была проведена вода, построили новый дом и перевели воду в новый дом, пришли проверили и сказали, что делать проект на новый дом, стали делать подготовили новые документы, собрали все справки договорились с фирмой которая будет делать проект, но в данный момент девушка которая, должна была делать проект в отпуске, выйдет на работу в середине августа. Пришло письмо с водоканала гор Саратова что мы должны за незаконную врезку 180 000 тыс Пошла разбираться в водоканал, там сказали штраф нужно платить 31 000 до 15 августа с.г. Вправе ли они требовать от меня такой штраф, у меня пенсия 7 тыс рубл.
Пожалуйста я проживаю в ДНТ донская чаша городскую воду вели своими силами скидывались покупали трубы и сами их укладывали суть в чём два года назад я купил дачу бывший хозяин скидывался на водопровод я сделал врезку но так сложились обстоятельства зарегистрировать не успел, приехали с водоканала и хотели обрезать я скрывать ничего не стал показал счётчик сколько намотал и поехал в водоканал регистрировать мне объявили сумму в 100000 якобы штраф но вошли в мою ситуацию и скинули до 70000 да забыл написать год назад когда я врезался я сразу пошёл в водоканал и написал заявление чтоб всё узаконить но поменялся начальник и всё кануло в лето. Вот и не знаю что завтра говорить существуют по закону такие штрафы за незаконную врезку как быть имеет водоканал право обрезать меня и почему такие суммы я понимаю что должен заплатить штраф и как узаконить мою врезку может есть закон какойто просто я не знаю а водоканал этим пользуется помогите растолкуйте кто знает заранее спасибо.
В августе 2017 года умер тесть. Дом перешел в наследство его дочери. Проживаем в другом городе. Дом 3,5 года стоял без потребления энергоносителей. Без проживания. При переоформлении договоров по свет у и газу нашли проекты и акты. По воде документации не было. Воду и не проверяли. В феврале 2021 года соседи сфотографировали уведомление от водоканала Ростова-на-Дону о незаконной врезке и потреблении воды. По приведенному в уведомлении телефону разговаривал с инспектором, объяснил ему что о врезке не знали и не проживаем там. Он сказал подождет нашего приезда и мы заплатим 10000 за проектные работы и нас подключат к действующей системе. В июне приехал к инспектору оказалось, что мы должны подписать мировое соглашение на сумму 100000 и нас подключат по действующей схеме к воде. После опроса соседей поиска документов по воде были найдены копии договора с Водоканалом где говорилось, что Водоканал разрешает выполнить работы по прокладке коммуникаций, в соответствии с проектом без взимание денег за подключение датированные 2013 годом. По какой-то причине до официального подключения не дошло. После ознакомления с документами которые я предоставил инспектору, он отправился знакомить руководство с целью снижения суммы мирового соглашения. В результате в мировом соглашении нам было отказано и документы направлены в суд с целью взыскания с нас штрафа за незаконную врезку и пользование водой за последние три года. Повестки из суда еще нет. Да и она будет направлена на адрес место нахождения объекта собственности, а мы там не проживаем и получить ее не сможем. Вопрос как доказать в суде, что мы не пользовались водой, три года дом стоял законсервированный и к врезке незаконной не имеем отношения.
Как оформить договор на водоснабжение жилого дома если многократные наши обращения к местному жкх остаются без удовлетворения? Несколько лет назад водопровод принадлежал другой организации и нам самим разрешили подключится к нему. В 2001 году оформили регистрацию жилого дома но там не жили т.к. есть квартира.. В прописке с 2007 года один человек. Фактически начали жить два человека с 2010 года.
После перехода водопровода в местное жкх с нас не принимают собранный пакет документов. Не оформляют договор. Требуют сначала оплатить штраф за незаконную врезку. Затем за потребление воды с момента регистрации жилого дома. И еще за что-то.
Законные ли их требования?. (по их подсчетам сумма за оформление договора колеблется от 50 до 88 тыс. руб. хотя они сами ничего не строили не прокладывали эту сеть)
Штраф за несанкционированное подключение к водопроводу
Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.
Виды несанкционированного подключения
Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).
Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).
Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:
- Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
- Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
- Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
- Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
- Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).
Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта. Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех». Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.
Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения
Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.
Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:
- Составление акта о несанкционированном подключении.
При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:
— время и место составления акта;
— данные о лицах, присутствующих при составлении;
— описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.
Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.
- Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.
На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации. Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.
- за коммунальную услугу.
Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).
— исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);
— исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).
Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.
Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО
Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.
Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.
Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения). Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к. не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).
Второе. В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.
Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей. Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.
В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:
— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;
— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).
В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Статья 7.20 КоАП РФ. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (действующая редакция)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к ст. 7.20 КоАП РФ
Комментируемой ст. 7.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны собственности на централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Основополагающими для данной сферы являются следующие правовые акты:
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”;
Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила N 354);
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее – Правила N 167);
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83.
Статья 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” содержит основополагающие понятия:
централизованная система горячего водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее – открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее – закрытая система горячего водоснабжения);
централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система водоотведения поселения или городского округа – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;
централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
“. с учетом приведенных понятий Закона о водоснабжении и водоотведении в рассматриваемом случае имеет место слив воды на централизованную систему водоотведения (канализационную сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод), а не подключение, то есть технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения (канализационной сети).
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с позицией законодателя, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 пункт 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, после абзаца седьмого дополнил абзацем следующего содержания:
“самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения) – присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий;”.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ – самовольное подключение к централизованным системам водоотведения” (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 04АП-6470/2016 по делу N А78-11485/2016).
Подпункт “е” п. 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с п. 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном указанными Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения – с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
2. Объективная сторона состава правонарушения выражается в активных действиях, состоящих в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий. Например, как незаконное подключение к централизованной системе водоотведения рассматриваются действия, в результате которых труба канализационного коллектора, предназначенного для отведения сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, технически сообщена с ливневой системой водоотведения (см. решение Архангельского областного суда от 16 марта 2017 г. по делу N 7Р-161/2017).
Разрешительная документация – разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными уполномоченными органами, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В объективную сторону данного правонарушения входит в том числе отсоединение счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной воды, изменение показателей контрольно-измерительных приборов (см., например: решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 октября 2016 г. по делу N 2-282/2016).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
“. общество произвело перекладку труб существовавшей системы ливневой канализации. Действия по перекладке труб существовавшей системы ливневой канализации не образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Управления указанные сети являются бесхозными. Доказательств балансовой принадлежности спорных сетей ливневой канализации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ” (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А43-28220/2010).
3. Субъекты данного правонарушения – граждане и юридические лица, а также должностные лица, осуществившие самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
“. материалы административного производства не содержат доказательств события вмененного Обществу правонарушения, а также то, что ООО “Норд-Вест” является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, так как не доказан факт самовольного подключения ООО “Норд-Вест” к централизованным системам водоснабжения и водоотведения” (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А19-5952/2012).
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
“. с субъективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
При разрешении данного дела вопросу виновности должностного лица в совершении указанного административного правонарушения никакой правовой оценки не дано.
Факт того, что директор ООО “Энергетик” Садков В.Г. умышленно осуществил самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах Постановление государственного бассейнового (территориального) инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов по Дальневосточному федеральному округу от 14 декабря 2010 года, решение судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 января 2011 года и Постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 марта 2011 года, вынесенные в отношении Садкова В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.20 КоАП РФ, подлежат отмене” (Постановление Верховного Суда РФ от 10.11.2011 N 58-АД11-3).
5. Из буквального толкования диспозиции ст. 7.20 КоАП РФ следует, что специальной нормой по отношению к ней является ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Под общ. Л.В. Чистяковой “ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1”
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство “РосБух”
Незаконная, самовольная врезка в водопровод: акт и ответственность в виде штрафа
Многие потребители нуждаются в каждодневном использовании воды. При этом водопотребление должно осуществляться на законных основаниях. Желая сэкономить, некоторые потребители предпочитают обойти установленную процедуру и подключиться к сетям самостоятельно. О самовольной врезке в систему подачи воды, читайте далее.
Что считается незаконной врезкой
Порядок осуществления водоснабжения (водоотведения) четко регламентируется законодательством. Предоставлением данных услуг должны заниматься специализированные организации. А потребителям требуется самостоятельно или через УК, ТСЖ заключить соответствующий договор и оплачивать потребленный ресурс.
Однако не все потребители исполняют свои обязательства по закону надлежащим образом. Водоснабжающим компаниям нередко приходится сталкиваться со случаями незаконного подключения к водопроводным сетям. Такие нарушения приводят не только к бесплатному использованию воды, но и нарушениям в системе.
Определение несанкционированной врезке в водопроводную систему дается в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения. Они утверждены Постановлением Правительства от 29 июля 2013 года № 644.
Под самовольным подключением понимается присоединение к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) при отсутствии договора или с нарушением его положений. Использование воды при неразрешенной врезке является незаконным.
Кто должен осуществлять подключение к сетям водоснабжения
Подключение к водопроводным системам должно осуществляться специалистами. В противном случае могут быть допущены ошибки, влияющие на качество и безопасность предоставления данной коммунальной услуги.
Лица, желающие подключиться к водопроводу должны подать соответствующую заявку в Водоканал или иную водоснабжающую организацию города. При удовлетворении заявки с абонентом заключается договор и осуществляется присоединение к сетям.
При поступлении заявки на подключение от владельцев земельных участков, органов самоуправления Водоканалом предоставляются технические условия на подключение. Если заявитель сам определил необходимую нагрузку, то он обращается с заявлением о подключении без предварительного получения ТУ.
Штрафы и другие виды ответственности за незаконную врезку в водопровод
Если подключение к водопроводу носит незаконный характер, то нарушителя ждет наказание. За нарушения при использовании и подключении к водопроводным системам КоАП предусмотрена ответственность.
Статьей 7.2 кодекса для нарушителей устанавливаются следующие штрафы:
- для физических лиц — одной тысячи до одной тысячи пятисот руб.;
- для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч руб.;
- для организаций — от двадцати тысяч до тридцати тысяч руб.
Помимо указанных штрафов потребителю придется заплатить и за использованную за весь предшествующий период воду. Нарушитель также рискует попасть и под уголовную ответственность по ст. 158 УК РФ. Данное деяние приравнивается к краже, совершенной из нефте- или газопровода (п. «б» ч. 3).
По уголовному кодексу за нарушения можно получить даже лишение свободы до года.
Важно учитывать также тот факт, что самовольное подключение может привести к порче труб, нарушениям работы системы. Собственники сетей могут предъявить к нарушителям свои имущественные претензии.
Штраф за не согласованную врезку в канализацию
Если жильцы многоквартирного дома неправомерно подключились к канализации, то им также придется понести ответственность. Ее размер предусматривается также ст. 7.2. КоАП. Соответственно штраф для граждан составит от 1000 до 1500 руб.
Акт о самовольном подключении к водопроводу: требования к документу и его образец
Незаконное присоединение к сетям чаще всего обнаруживается в ходе проверок. Обслуживающие организации при выявлении нарушения должны составить письменный акт. В нем отражается следующая информация:
- дата, а также место проведения проверки;
- лица, осуществляющие проверку;
- факт нарушения;
- сведения о нарушителе;
- о месте несанкционированной врезки;
- принадлежности сетей, к которым незаконно присоединились.
Акт должен быть подписан составившим его лицом, а также потребителем. При его отсутствии или невозможности явки на проверку вместо потребителя может прийти его представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью.
Если никто не явится, то акт может также подписываться привлеченными проверяющими свидетелями. Нарушителю в этом случае направляется уведомление о выявленном факте незаконного присоединения.
Образец акта о выявлении незаконной врезки можно загрузить с нашего сайта. ⇐
Образец предупреждения
На основании составленного о нарушении акта коммунальной службой выписывается предупреждение потребителю. В нем предлагается добровольно прекратить несанкционированное пользование водой, произвести оплату за потребленный объем ресурса.
Если указанные требования потребителем не выполняются, то потребителю грозит привлечение к ответственности, судебный иск о взыскании долга за коммуналку, а также отключение от водоснабжения путем обрезки самовольно установленных труб.
Врезка в водопроводную сеть без согласия собственника
Незаконной является врезка не только к общим сетям, но также и к частному водопроводу. Если подключение осуществлено без разрешения владельца, то нарушитель также понесет соответствующее наказание.
Единственный способ законно подключиться к чужим сетям — получить согласие от их владельца. Для этого следует написать ему письмо с указанием своей просьбы и обоснованием необходимости использования именно данных сетей.
Документы для законной врезки
Для того, чтобы присоединение к водопроводу не считалось нелегальным, требуется соблюсти установленный законодательством порядок. Если речь идет о подведении воды к частному дому, то нужны следующие бумаги:
- заявка от владельца участка;
- технические условия подключения;
- договор на подключение.
Полный перечень требуемой документации следует уточнять в Водоканале или другой водоснабжающей организации города. Если документы подаются представителем, то необходимо предъявить доверенность на него.
Как легализовать врезку в водопровод
Если потребитель получил уведомление о необходимости устранить несанкционированную врезку в водопровод или канализацию, ему требуется принять соответствующие меры. Избежать штрафа, тем более уголовного наказания поможет узаконивание совершенного подключения.
Нарушитель может попытаться легализовать произведенное подключение. Для этого требуется предоставить соответствующее заявление в водоснабжающую организацию. Если присоединение проведено без технических нарушений, плата за воду потребителем производилась, то шанс легализации подключенных труб имеется.
Несанкционированная врезка в водопровод: судебная практика
Вопросы устранения нарушений потребителями, осуществившими незаконное присоединение к водопроводным сетям, часто разрешаются судом. В судебной практике встречаются иски владельцев частных водопроводов о признании врезок к ним незаконными.
При наличии доказательств данного факта, акта выявления нелегального подключения судом требования истца удовлетворяются. Примером может служить решение Ворошиловский районный суд г. Волгограда по делу № 2–348/2012.
Долинский городской суд Сахалинской области по делу № 2-133/2015 удовлетворил требования ООО «Водоканал-2» к лицам, осуществившим несанкционированное подключение к водопроводу. Он взыскал с нарушителей задолженность за неучтенное потребление воды.
Промышленный районный суд г. Ставрополя 25 Января 2022 года истцу по похожему делу в иске отказал в связи с пропуском срока исковой давности. Как следует из практики, для удовлетворения исков по данным спорам суд должен достоверно установить факт незаконной врезки ответчиком.
Иногда в суд обращаются и лица, привлеченные к ответственности за самовольное подключение к водопроводу. Обычно они оспаривают законность составленного акта и наложенного на них наказания. Суд может отменить санкции, если найдет нарушения законодательства.
Незаконная врезка в водопровод — ответственность и штраф
Нежелание платить за коммунальные услуги приводит предприимчивых граждан к идее самовольного подключения к централизованным сетям водоснабжения. Но подобная сантехническая авантюра в один неприятный момент выльется в крупные проблемы и финансовые расходы. Самовольное подключение незаконно. Оно также способно привести к разрушению водопровода и нарушению безопасности подачи воды. К нарушителям применяются строгие меры наказания. В статье мастер сантехник расскажет, чем чревата незаконная врезка в водопровод, и вариант, при котором незаконное подключение к водопроводу частного дома может быть узаконено.
Когда подключение считается фактом нарушения
По официальным Правилам по предоставлению коммунальных услуг, утвержденным постановлением правительства РФ в 2016 году, нарушителем закона является тот, кто не согласовал подключение водоснабжение с органами водно-коммунального хозяйства.
Согласно КоАП России, ответственность за незаконную врезку в муниципальный водопровод может нести частное лицо либо предприниматель, имеющий в собственности объект с самовольной запиткой из общего трубопровода и такой дом в управлении.
Запрещено самовольно изменять конструкцию магистралей сетей, делать незаконные врезки даже в собственном доме или квартире, менять показатели учетных приборов.
Ответственность также будет нести человек, который пользуется водоотведением без соответствующих приборов учета. Поскольку в этом случае сложно определить, сколько воды он использовал бесплатно, штраф высчитывается по максимальным показателям потребления, умноженным на число дней с момента несанкционированной врезки.
Незаконное подключение к водоснабжающей сети, как бы его ни скрывали, вскоре обнаруживается, коммунальные службы регулярно проводят рейды с целью проверки водопотребления. Это грозит неприятным судебным процессом и административным наказанием. Когда выясняется факт врезки, представители водно-коммунального хозяйства составляют акт о неправомерном использовании воды. То же самое происходит при законном подключении, если не были соблюдены все ТУ.
В документе указывается:
- Адрес, где было обнаружено правонарушение;
- Дата и время проведения обследования;
- Четкое описание прецедента.
Также прописываются паспортные данные владельца жилья или реквизиты предприятия, которое проводило безучетное пользование водой.
Представители коммунальной службы инициируют судебное разбирательство. Если факт нарушения докажут, доступ к воде ограничат. Предприимчивому «подключателю» грозят финансовые потери. Цифры выглядят следующим образом:
- Юридические лица выплачивают штраф размером минимум 20, максимум 30 тысяч рублей;
- Должностные лица должны будут заплатить от 2 до 3 тысяч рублей;
- Рядовые граждане облагаются штрафом размером от одной до полутора тысяч рублей.
Кроме того, правонарушитель может стать преступником. Произойдёт это, если допущенные им нарушения подпадут под действие пункта «Б» третьей части статьи за номером 158 УК Российской Федерации. А это повлечёт уже лишение свободы.
Помимо штрафа, абоненту придётся выплатить сумму, рассчитываемую по следующей формуле:
- S — объём штрафа;
- P – максимальная ежедневная пропускная способность нелегально врезанных труб (кубометры);
- D – количество дней в последних шести месяцах;
- V – стоимость кубометра воды.
Как показывает практика, сумма обычно превышает размер абонентской платы за водопотребление в течение нескольких лет. Подсчет нелегального использования водных ресурсов будет вестись так, будто все время до момента суда были открыты все краны круглые сутки. Натечь там может на десятки, а то и сотни тысяч рублей. Если временной интервал выявить не удалось, расчет делают за полгода.
С претензией в суд может обратиться и управляющая компания. Это грозит дополнительным штрафом. Неправильный монтаж собственной линии водоотвода способен привести к нарушению работы системы, прорыву или недостаточному напору воды. Соседи вправе обратиться в судебные органы и затребовать компенсацию ущерба, включая моральный. Вероятность того, что судья примет решение в их пользу, очень велика.
Финансовые последствия, к которым приводит несанкционированное подключение к водопроводу, гораздо выше сумм, выплачиваемых за воду.
Если аварийная ситуация по вине нарушителя привела не только к повреждению имущества, но и к ущербу для здоровья людей, ему может грозить реальный срок лишения свободы. Это рассматривается как уголовное преступление.
Документы для законной врезки
Подключение к водоносной магистрали населенного пункта необходимо, если помещение было реконструировано, или новый дом сдан в эксплуатацию. Поскольку работу центральной водопроводной сети курируют сотрудники коммунальных служб, в частности, Водоканала, они же занимаются ее введением в работу новой линии. Но при достаточном опыте в проведении таких работ новый пользователь, официально оформив все документы, может по согласованию со специалистами водно-коммунального хозяйства сделать это самостоятельно. Техники в любом случае придут проверить результат его деятельности.
Чтобы легально подключиться к городской или поселковой системе водоснабжения, необходимо получить разрешающие документы. В первую очередь это техусловия на введение новой линии, выданное органом водно-коммунального хозяйства населенного пункта. Для их получения требуется предоставить в соответствующий орган:
- Паспорт;
- Заявление на разработку ТУ (копии и оригинал);
- Копии ситуационного и градостроительного плана;
- Копии и оригинал баланса водопотребления и водоотведения по проекту.
Если ввод в эксплуатацию требуется предпринимателю, нужны учредительные документы организации и подтверждение полномочных прав руководителя компании.
Второе разрешение на ввод новой водной ветки дают органы местного самоуправления, если присутствует действующее заключение коммунальщиков о технической возможности подключения к сети.
Правила пользования объектом
В соответствии с принятыми в августе 1995 года правилами, частное лицо обязано:
- Допускать сотрудников обслуживающей организации для выполнения проверок и осмотра счётчиков потребления водоснабжения, а также состояния водопроводного оборудования в целом;
- При пользовании водопроводом и канализацией соблюдать технику безопасности;
- Не нарушать порядок эксплуатации водопровода.
Частному лицу запрещается:
- Самостоятельно переоборудовать инженерные коммуникации без разрешения обслуживающей организации. Выше было сказано, что незаконная врезка в водопровод вызовет административную ответственность;
- Подключать к системе подвода воды электрические и прочие приборы, превышающие допустимую (расчётную) техническую возможность водопроводного внутридомового оборудования;
- Модифицировать действующие приборы, с помощью которых учитывается объём предоставленных услуг.
Не всегда те, кто начал пользоваться водой бесплатно – злостные нарушители. Бывают случаи, когда недвижимость с врезкой была оставлена в наследство или приобретена. В этом случае можно избежать наказания и узаконить несанкционированное подключение.
Требуется обратиться в надзорные органы (Водоканал) с сообщением о выявленной проблеме. Идти следует в абонентский отдел. С собой возьмите:
- Паспорт;
- Заявление владельца недвижимости;
- Свидетельство о праве собственности на жилье или выписку из Росреестра;
- Техпаспорт на дом;
- Все документы о водоснабжении и водоотведении в помещении, если они есть.
Если врезка в водопровод была произведена без нарушений СНиПов, её демонтаж может и не потребоваться. Однако всё равно потребуется собрать пакет необходимых документов (разрешения, согласования и все справки).
Поступить вы можете следующим образом: обратиться в один из кооперативов, который функционирует при вашем территориальном водоканале. Эти фирмы оказывают населению платные услуги по монтажу наружных сетей водопровода и канализации, включая врезку в центральные трубопроводы и коллекторы.
Руководителю такого кооператива и объясните ситуацию. А найти общий язык с деловым человеком трудностей не составит. Для официального решения трудных задач подобные организации, собственно, и были созданы. Там вам окажут помощь в составлении заявления на врезку якобы новой линии, и помогут с проектом. Но, конечно же, не бесплатно. Однако с учётом размеров потенциальных штрафов, это будет экономически выгодным решением.
В сюжете – Несанкционированное подключение к водоснабжению
В сюжете – Незаконные врезки в водопровод стали обычным делом в селе Началово
В сюжете – Легализация врезок в водопровод
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Как подвести воду в частный дом
Какая предусмотрена ответственность за незаконную врезку в водопровод?
Организации, являющиеся владельцами магистральных сетей, берут плату за предоставление услуг населению по водоподаче и водоотведению. Кроме того, несут ответственность и издержки за их эксплуатацию. Поэтому при необходимости врезки, хозяин объекта должен обязательно согласовать техническую возможность такого подключения. Исполнительная организация проконтролирует все этапы монтажа к транзитному потоку.
Что считается незаконной врезкой
Правовое толкование понятия «несанкционированное подключение к водопроводу» определяет использование услуги без оформления официальных взаимоотношений с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) или технические погрешности при выполнении регламента (постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999). Это:
- переоборудование несущих сливов, подводов, иных конструкций;
- демонтаж и замена счетчиков в личных интересах;
- отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией.
Самовольное пользование системами водоснабжения – это нарушение, при котором поставщик имеет основания предъявить судебный иск по взысканию ущерба (ст. 7.20 КоАП РФ).
Что делать, если самовольная врезка уже осуществлена?
Если подключение к сети без разрешения уже осуществлено, можно постараться избежать наказания. Один из способов – обращение к должностным лицам коммунальных служб.
Положительное, мирное разрешение проблемы возможно в том случае, если потребитель не знал о наличии врезки (например, при покупке нового дома) и всегда вовремя оплачивал коммунальные счета, включающие оплату воды и водоотведения.
ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы узаконить подключение, собственник участка, на котором оно было проведено, должен написать заявление.
Если пользователь не знал о наличии врезки, он, скорее всего, избежит штрафа. Достаточно будет выполнить все распоряжения водоканала, получить разрешение на законное подключение к водопроводу, доказать с помощью квитанций оплату по водоснабжению.
Правила подключения к водопроводной сети
Поскольку работа систем контролируется предприятиями ВКХ, то монтирование новых ответвлений входит в функциональные обязанности специалистов службы. Участие в процедуре возможно по предварительной договоренности с соответствующей организацией – поставщиком. Этапы законной врезки следующие:
- заключение соглашения на оказание услуги, оплата;
- проведение работ – укладка труб согласно проекту и т. д.;
- ввод в магистральную систему при помощи технических приборов и с участием специалистов;
- монтаж и поверка счетчиков воды.
Для минимизации конфликтов между ВКХ и потребителем в вопросах соблюдения правил эксплуатации, соответствия средств измерения метрологическим характеристикам, процедура контроля таких приспособлений в России является обязательной. Осуществляется согласно требованиям:
- Федерального закона РФ от 26.06.2008 №102–ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об обеспечении единства измерений»;
- постановления Правительства России от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.03.2019 с изм. от 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с «Правилами предоставления …».
- для абонентов столицы дополнительное разъяснение, содержится в постановлении Правительства Москвы от 27.07.2019 № 831–ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77–ПП».
Теперь проверка осуществляется по рекомендуемым указаниям в техническом паспорте счетчика. Обычно – это каждые 4 года для прибора учета горячей воды, 6 – для холодной. Во время эксплуатации абоненты должны строго следовать правилам общего пользования коммунальными водопроводом и канализацией. Запрещается:
- привлекать лиц, не имеющих разрешения на проведение соответствующих работ;
- включать в монтаж приборы, не соответствующие техническому регламенту врезки;
- вносить какие-либо изменения, связанные с работой счетчиков и других контрольно-измерительных приспособлений.
Игнорирование вышеуказанных условий может обернуться неблагоприятными последствиями:
- снижение давления в трубах на всех этажах домостроения;
- вследствие отсутствия или недостаточной дезинфекции воды – ухудшение ее питьевых свойств;
- неграмотное проведение монтажа скажется на работе всей системы в целом;
- возникновение разногласий между абонентами (затопление и т. д.).
Соблюдение техники безопасности является неоспоримым условием на всех этапах эксплуатации оборудования.
Незаконная врезка в трубу может обернуться штрафом в… 16 000 рублей
Недавно вступили в силу обновленные Правила пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 788.
Что изменилось в этом документе, который призван регулировать отношения между поставщиком услуги и потребителем? Рассказывает начальник абонентского отдела государственного предприятия «Брестводоканал» Ирина КИПТИК.
— Начинается весенний сезон. Скоро надо будет поливать приусадебный участок. Раньше для этих целей существовали специальные нормы расхода воды, которые рассчитывались исходя из количества соток, плодовых деревьев, типа почвы и т. д. Как сейчас?
— С этого года установлен единый порядок пользования водой из систем централизованного водоснабжения, вне зависимости от того, на какие нужды она уходит. Согласно нормативам объем воды до 140 литров в сутки на человека (4,2 – 4,34 кубометров в месяц) оплачивается по субсидируемому тарифу — 0,530 руб., все, что сверх — 0,7839 руб. за куб. Водоотведение (канализация) — соответственно по 0,354 и 0,6654 руб. за куб. На полив участка можно установить отдельный счетчик. Оплата будет производиться исходя из тех же нормативов на основании суммы показаний обоих водомеров. Но в этом случае по второму счетчику (на полив) не будет взиматься плата за канализацию.
— Как платить за полив, если нет счетчика?
— Плата за воду под эти цели может взиматься с граждан только в период с 15 мая по 31 июля. Ни раньше, ни позже за полив не платят. Норма за полив участка была установлена решением Брестского облисполкома и составляет 10 литров в сутки за метр квадратный (при условии, что вода проведена в дом) и три литра (при использовании воды из колонки). У водоканала заключен договор с гидрометеоцентром, каждый месяц мы получаем информацию: сколько было солнечных, без дождей, дней. И плата за воду для полива берется только за эти конкретные дни! Но и это еще не все. Учитывается количество соток, тип почвы, наличие деревьев и кустов, есть ли на участке парники, держат ли люди животных и каких. Гражданин имеет, условно говоря, участок на 4 сотки, а огород занимает только две. Этот момент также учитывается нашими контролерами. Прибавьте к этому норму на полив плодовых деревьев и кустарников – по 15 литров в день за каждую единицу. Поэтому, эти цифры не постоянны, а зависят от погоды и количества осадков, и естественно, от системы водоснабжения. Но в любом случае тариф за каждый куб (месячная сумма исчисляется уже в кубометрах) составит 0,7839 рублей.
— Говорят, вода в кране нормальная, отвечающая всем санитарным нормам. Но почему тогда в чайнике при кипячении образуется накипь и «плавают» какие-то хлопья?
— Качество воды зависит еще и от состояния трубопроводной сети. Та вода, которая поступает в городскую водопроводную систему, действительно качественная, соответствует всем нормам по содержанию железа, соли и других веществ. Она постоянно проходит через лабораторные пробы и никаких нареканий не вызывает. Мы за этим тщательно следим и делаем все возможное, чтобы качество воды не нарушалось. Что касается накипи и других отложений, как правило, на это жалуются жильцы более старых домов, где ни разу не проводились капитальный ремонт и замена металлических труб, которым не одно десятилетие. Но даже такая вода является пригодной для питья и употребления в пищу, если ее прокипятить. Впрочем, если сомнения все же возникают, лучше сдать воду на лабораторный анализ.
— Действительно ли с этого года резко ужесточились санкции за самовольное подключение к водопроводу и канализации?
— Да, причем это стало неожиданностью даже для специалистов водоканала. В соответствии с пунктом 52 новых Правил при несанкционированном (самовольном) подключении к системе водоотведения применяется тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат. То есть не за фактическое потребление, а на основании расчета скорости движения воды при круглосуточном использовании на протяжении 30 дней в зависимости от сечения трубы. Суммы штрафов могут быть астрономическими — более 16 000 рублей. Так что мы настоятельно рекомендуем людям не заниматься самодеятельностью, а подключаться к системам городского водопровода и канализации легально, цивилизованно, с привлечением специалистов. И сразу же заключать с нами договоры во избежание недоразумений. Кстати, за прошлый год мы выявили в Бресте 150 случаев незаконного подключения, из них 118 — это подключение к канализации.
— Что является безучетным потреблением воды?
— Этот термин установлен правилами впервые. К безучетному потреблению относятся: любое вмешательство в работу приборов учета (повреждение, срыв пломбы); несоблюдение установленных законодательством сроков метрологической поверки прибора; действия потребителя, приведшие к искажению данных о фактическом объеме потребления коммунальных услуг.
Борис ПАВЛОВСКИЙ, журнал «Живи Как Хозяин»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии 0 Михаил 11.12.2017 23:01 А если подключение стоит 50000р для семьи с двумя детьми один из них инвалид,эта сумма астраномическая,что делать?
0 MIKHAIL 26.02.2018 18:01 Меня за самовольное подключение к частной водопроводной сети сегодня оштрафовали на 25 МРОТ.Жыве Беларусь!
Обновить список комментариев
Какие последствия несанкционированного подключения
Самовольная незаконная врезка в водопровод является поводом для привлечения лица к административному наказанию. Ответственность может быть и уголовной, если правонарушение будет расценено как хищение (ст. 165 УК РФ).
К водопроводу
Незаконное подсоединение подлежит приведению в первоначальное состояние. Штраф за самовольное подключение воды предусматривается постановлением Правительства РФ №776 от 04.09.2013, содержащим «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», а также ст. 7.20 КоАП РФ. Может составить:
- гражданам 1000–1500 р.;
- должностным лицам до 3 тыс. р.;
- юридическим – до 30 тыс. р.
Сумма погашения за использованный ресурс определяется пропускной способностью трубы в течение 24 часов со скоростью 1,2 м/с. Например, при диаметре в 15 мм за 30 суток возмещение составит примерно 8626,89 р. (S = P*D*V, где P – сечение трубы, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м3).
Причем от нарушителя потребуют оплату за демонтаж установленного оборудования для незаконного отбора воды и за последующую процедуру подключения. Поставщик, понесший материальный ущерб, имеет право заявить о своих претензиях в рамках уголовного дела, и тогда штраф за врезку в водопровод может быть начислен за 3 года.
К канализации
Еще одна проблема для ВКХ. Водоотведение согласно «Правил пользования коммунальными системами» – это организация доставки сливных отходов от абонента к месту очистки. Незаконная врезка в канализацию – еще один вид нарушения регламента эксплуатации магистральных трубопроводов. Правовая база регулирования проблем самовольных монтажей, наказаний и сумм возмещения та же. Однако в ситуации с канализацией нарушители обязаны:
- основываясь на п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг…» от 23.05.2006, а также постановлении Правительства РФ №307 оплатить несогласованную эксплуатацию системы за 6 месяцев, начиная отсчет с момента обнаружения либо последней проверки (но до 3 лет);
- провести демонтаж несанкционированной части системы отведения.
Штраф за незаконную врезку в канализацию «выливается» не только в значительные финансовые, но и репутационные потери для хозяина. Выявленные при проверочных рейдах нарушения фиксируются в заключении выездной комиссии.
Акт о самовольном подключении
На основании п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 специалисты при обнаружении «новых»присоединений должны дать письменное заключение. Документ станет основанием для дальнейшего решения вопросов по санкциям. Акт о самовольном подключении к водопроводу содержит следующую информацию (см. образец документа ниже):
- временные характеристики;
- расположение объекта;
- данные проверяющих лиц;
- выявленные факты нарушения;
- сведения о хозяине;
- описание места незаконной врезки;
- информацию об организации – поставщике, к магистрали которой производилось присоединение отвода.
Документ подписывается официальными лицами, а также потребителем. На основании предъявленной доверенности права хозяина может защищать его представитель. В случае отсутствия проверяемых лиц, для засвидетельствования факта привлекаются соседи. Нарушитель уведомляется письмом.
Техническое присоединение к ВДИС водоснабжения до ОДПУ является самовольным подключением
Гарантирующий поставщик ХВС из Московской области обратился в суд с требованием взыскать с управляющей одним из МКД региона организации более 746 тысяч рублей задолженности и почти 25 тысяч рублей неустойки.
Между истцом и УО заключён договор ресурсоснабжения многоквартирного дома: на поставку холодной воды и отведение сточных вод. Согласно условиям такого договора компания обязана обеспечить учёт объёмов полученной воды с использованием приборов учёта.
В начале 2021 года управляющая организация взяла на обслуживание новый МКД и заключила соответствующее дополнительное соглашение с поставщиком холодной воды. РСО провела контрольное обследование дома и установила факт несанкционированного технологического присоединения к централизованным водопроводным сетям до прибора учёта.
Гарантирующий поставщик воды в присутствии представителя УО составил акт и потребовал устранить нарушения, но управляющая организация этого не сделала. Поэтому водоканал начислил компании дополнительную плату за ХВС и водоотведение за период самовольного пользования сетями водоснабжения. Но УО счёт не оплатила.
Компания заявила, что несанкционированное подключение на самом деле – присоединённая к ВДИС система пожаротушения. Она соответствует проектной документации на дом, которой предусмотрено отведение двух трубопроводов холодной воды к автоматической установке тушения пожара.
Должна ли УО платить за отключение дома от теплосети при аварии
7429
Можно ли избежать ответственности
Рассмотрим основные варианты.
- Узаконить нелегальную врезку – денежные затраты при этом будут наименьшими, нежели суммы на возмещение убытков и погашение штрафов.
- Ликвидировать последствия.
- Потребитель не имел понятия о незаконном отведении, или, несмотря на несанкционированное подключение, продолжал производить оплату в полном объеме.
В любом случае нелегальная экономия не принесет ожидаемого результата.
Как узаконить врезку
При обращении в территориальный абонентский отдел обслуживающей организации ВКХ написать заявление и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- подтверждение права собственности на домовладение, техпаспорт;
- техническую информацию по водоснабжению.
При проведении врезки без нарушений СНиПов, её демонтаж можно не производить. Следующим этапом будет сбор требующихся документов (разрешения, согласования, справки). Для экономии времени, средств и нервов можно обратиться в частную компанию, оказывающую платные услуги по всем видам монтажа наружных сетей водопровода и канализации. Обычно пишется заявление на присоединение нового участка линии и составляются проектные документы. Избавление от проблемы – дело времени.
Судебная практика
Анализируя разнообразие и многочисленность вынесенных инстанциями Фемиды решений по рассматриваемой проблеме, можно с уверенностью сказать, что граждане все чаще пытаются переложить свои финансовые проблемы на чужие плечи. В этой роли зачастую выступают коммунальные службы. Судебная практика четко показывает итоговое начисление немалых штрафов, а иногда и привлечение к уголовной ответственности за несанкционированное подключение к водопроводу. Но взглянуть более осмысленно на ситуацию и вразумить наших соотечественников получается не всегда.
Меры наказания
Следует учитывать, что наказание за несанкционированное подключение к канализации или водопроводу достаточно строгое и ведет к большим проблемам. Будет осуществлено не только ограничение подачи воды, но также наложение штрафных санкций.
- Абоненты, которые подключились незаконно к системам водопровода и водоотведения, получают штраф до полутора тысячи.
- Результатом бездоговорного потребления холодной воды юридическим лицом будет акт и штрафные санкции до 30 тысяч рублей.
Финансовые потери, которые повлечет за собой акт обнаружения самовольного подключения к водоснабжению, намного превысят те расходы, которые были бы связаны с легальным присоединением.
Юристы советуют не нарушать на водопотребление закон, ведь помимо штрафов нужно будет пережить отключение водопровода, расходов на легальное подключение.
Итоги
Норматив потерь (утечек) по России составляет от 20 до 25%. А вода – стратегический ресурс, и за него нужно платить. Поэтому так важно соблюдение баланса между объемами ее добычи и реализации. Для решения этой проблемы во многих регионах страны вводятся в том числе и временные моратории. Абоненты, которые воспользуются льготным периодом и заключат соглашения, оплачивать уже полученную услугу не будут. Причем для того чтобы попасть под его действие, достаточно одного заявления от абонента, а документы можно собирать уже позже.