Что делать, если на железобетонной шахте лифта образовалась трещина в процессе строительства?

Возникновение трещин в бетонных и железобетонных конструкциях

Почему возникают трещины в бетонных конструкциях (вертикальные) при снятии опалубки?

Трещины на поверхности бетонных конструкций могут образоваться по различным причинам.

Причины появление трещин :

– слишком высокая температура (характерно для помещений, в которых используют отопительные приборы);

– достаточно большой слой бетонируемой поверхности;

– отсутствие полипропиленовой фибры и пластификаторов в составе бетона.

Трещины также возникают при высыхании бетона, так как бетонная поверхность, теряя воду, сжимается.

Однако данный процесс контролировать очень сложно, особенно если работы проводятся не в помещении.

При проведении наружных работ, чтобы предотвратить слишком быстрое высыхание от воздействия солнечных лучей, рекомендуется накрывать полиэтиленовыми пленками выполненную забетонированную поверхность.

При низких температурах воздуха пользуются этой же рекомендацией.

Неплохим действенным методом, помогающим бороться с трещинами, является метод нарезания швов.

Нарезают швы по свежей бетонной поверхности, которые представляют собой своеобразные разделители на части этой поверхности.

Специалисты рекомендуют делать такую нарезку при нормальной температуре воздуха приблизительно через 12 часов после укладки бетона, через 24 часа – при пониженной температуре.

Отсюда видно, что сроки нарезки швов сокращаются, если температура воздуха высокая.

Глубина нарезанных швов должна составлять примерно 1/4-1/3 толщины бетонируемой поверхности.

Кроме этого нужно учитывать еще и расстояние между нарезанными швами, составлять оно должно от 200 до 300 сантиметров. Если площадь бетонирования велика, то нарезку швов выполняют квадратами.

Достаточно часто в бетонной поверхности, которая не успела набрать свою прочность, образуются трещины.

Эти усадочные трещины зачастую возникают, если на улице жаркая ветреная и к тому же сухая погода.

Если ожидается именно такая погода в период устройства бетонной поверхности, то имеет смысл применить специальный бетон с синтетическими добавками (синтетические добавки в виде волокон).

Процесс затирки и укладки бетонной поверхности желательно сопровождать смачиванием поверхности водой (это делается для замедления процесса высыхания).

Неконструктивные (структурные) трещины :

Термин “неконструктивные трещины” относится к трещинам в железобетонных элементах, для которых при их возникновении принятый коэффициент безопасности не снижается и не требуется усиление элементов с помощью дополнительной aрматуры или бетона.

Существует два типа трещин при пластической усадке.

Первые, наиболее распространенные, появляются в результате очень быстрого испарения влаги с открытой поверхности бетона, когда он находится еще в пластичном состоянии.

Обычно они называются поверхностными трещинами при пластической усадке.

Такие трещины на горизонтальной поверхности образуются вследствие быстрого испарения с нее влаги (высыхания).

Когда скорость испарения превышает скорость подъема воды к поверхности (известно как водоотделение), поверхность свежеуложенного бетона при пластической усадке растрескивается.

Скорость, с которой вода в бетонной смеси достигает поверхности, и общее количество воды зависят от многих факторов.

Факторы, которые имеют большое значение для рассматриваемого явления :

– зерновой состав, влагосодержание, водопоглощение и тип используемого заполнителя;

– общее содержание воды в смеси;

– толщина бетонной плиты;

– характеристики всех используемых добавок;

– достигаемая степень уплотнения и, следовательно, плотность бетона; важно также была ли увлажнена опалубка (или подстилающий слон раствора), на которую был уложен бетон.

Скорость испарения влаги с поверхности также зависит от ряда достаточно хорошо исследованных факторов :

– температуры окружающего воздуха;

– скорости ветра; степени воздействия солнца и ветра па поверхность плиты.

Поверхностные трещины при пластической усадке представляют собой волосные довольно прямые трещины длиной 50-750 мм.

Они часто располагаются перпендикулярно рабочей арматуре.

Иногда несколько трещин образуются параллельно друг другу на расстоянии 50-80 мм.

Трещины, как правило, неглубокие и редко проникают ниже верхней части защитного слоя бетона, хотя в неблагоприятных условиях они могут быть более глубокими и даже прорезать плиту насквозь.

Эти трещины обычно образуются в жаркую солнечную погоду или в сухие, очень ветреные дни.

Если растрескивание незначительно, трещины неглубокие и не приводят к разрушению поверхности плиты; в этом случае оно относительно безопасно.

Трещины следует заделать раствором на портландцементе и хорошо загладить щеткой.

Затем обработанную поверхность закрывают полиэтиленовой пленкой не менее чем на 48 ч, закрепив ее по краям планками и брусками.

Применение добавки для вовлечения в бетон 4,5±1,5% воздуха значительно уменьшает растрескивание от пластической усадки.

Всегда лучше предотвратить разрушение, чем исправлять его последствия.

Если бетон по окончании укладки хорошо укрыть пластмассовой пленкой и закрепить ее по периметру, то растрескивание поверхности свежеуложенного бетона при пластической усадке вряд ли возможно.

Второй тип трещин от пластической усадки возникает при оседании твердеющей бетонной смеси.

Причина появления таких трещин иная, чем поверхностных трещин от пластической усадки.

Такие трещины могут быть обусловлены двумя основными моментами.

Первый – сопротивление поверхности формы оседанию (уплотнению) пластичного батона под действием глубинных вибраторов и силы тяжести.

Сопротивление формы сдерживает это движение. Если смесь все же оседает, а твердение уже началось, весьма вероятно образование трещин, которые, как правило, повреждают поверхность бетона.

Они шире на поверхности и их глубина не более 20-25 мм.

Второй момент – более серьезный, потому что трещины часто достигают арматуры.

Они могут быть шире внутри, чем на поверхности, бетона, и связаны с образованием раковин.

Трещины вызываются тем, что бетонная смесь “застревает” на арматуре, в результате чего при последующем ее твердении образуются трещины.

Соответствующая корректировка в составе смеси и более тщательное уплотнение помогают устранить эту причину.

Трещины этого типа рекомендуется ремонтировать при помощи инъектирования в них раствора. Простая обработка поверхности вряд ли будет достаточна для обеспечения длительного срока службы.

Если такие трещины наблюдаются в высоких балках и толстых плитах, то рекомендуется проверить, есть ли в бетоне раковины, и принять меры по восстановлению в соответствии с рекомендациями раздела настоящей главы, посвященного ремонту ячеистого бетона.

Температурно-усадочные трещины

При схватывании и в начале процесса твердения благодаря химической реакции между водой и цементом выделяется значительное количество тепла, которое приводит к повышению температуры бетона.

Степень повышения и максимально достигаемая температура, а также время, за которое достигается этот максимум, и последующее охлаждение бетона зависят от большого числа факторов.

Среди них наибольшее значение имеют температуры окружающего воздуха и бетона во время укладки; тип используемой опалубки (деревянная, пластмассовая, стальная) и время выдерживания в ней бетона; отношение открытой поверхности бетона, т.е. площади, не защищенной опалубкой, к объему бетона; толщина сечения бетонируемого элемента; тип используемого цемента и его содержание в смеси; мероприятия по теплоизоляции бетона после снятия опалубки; метод выдерживания.

При повышении температуры бетон расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Температурный коэффициент расширения (сжатия) определяется рядом факторов, основными из которых являются тип заполнителя и состав смеси.

Если элемент (перекрытие, стена или покрытие) не имеет полной свободы деформации (чего практически никогда не бывает), при охлаждении и усадке бетона в нем развиваются температурные напряжения.

Чем выше степень заделки, тем больше температурно-усадочные напряжения.

Эти напряжения, как правило, бывают растягивающими, однако в отдельных частях строительных конструкций возможно появление сжимающих напряжений.

Растягивающие напряжения часто превышают прочность бетона на растяжение или прочность сцепления между бетоном и арматурой, что приводит к образованию трещин.

Температурно-усадочные трещины пересекают весь элемент.

Хотя такие трещины редко оказывают существенное влияние на несущую способность, они создают места ослабления конструкции, пока не будут надлежащим образом заделаны.

Усадка при нормальном высыхании приводит к раскрытию этих первоначально очень мелких трещин (обычно не шире 0,05 мм).

По этой причине они часто незаметны в течение нескольких недель после бетонирования.

Метод восстановления обычно зависит от того, отмечаются ли в трещине движения за последнее время, т.е. “живет” ли она.

Если таких движений не ожидается, то трещину можно заполнить жестким материалом.

В противном случае при восстановлении следует обеспечить некоторую степень податливости.

Каким образом это будет осуществлено, зависит от окружающей среды и типа отделки элемента, приемлемой для заказчика.

Практически выбор осуществляется между инъектированием трещины и обработкой поверхности, которые сопровождаются качественной герметизацией и нанесением декоративного слоя.

Усадочные трещины при высыхании

Усадочные трещины при высыхании, как правило, имеют ограниченное распространение.

Они появляются в ненесущих элементах, не имеющих арматуры или армированных только исходя из требований к монтажу и тонких покрытиях, стяжках и слоях штукатурки.

В большинстве случаев причиной их возникновения принято считать неудачное проектирование смеси, которое усугубляется неправильным выдерживанием.

Использование в качестве добавки хлорида кальция или присутствие хлоридов в заполнителях увеличивает усадку при высыхании.

К ошибкам при проектировании смеси относится использование избыточного количества воды или применение плохо отсортированных заполнителей, которые содержат большое количество очень мелких фракций.

Чем больше в бетоне или растворе мелких заполнителей, тем выше водопотребность для обеспечения удобоукладываемости.

Все бетоны и растворы подвержены усадке при высыхании, что приводит к раскрытию трещин, возникших по другим причинам, например при температурной усадке.

Сжатие из-за усадки при высыхании составляет в 28-суточном возрасте примерно 25% величины в возрасте 180 суток.

Метод восстановления в каждом случае зависит от конкретных особенностей.

В покрывающем слое, стяжках и слоях штукатурки усадочные трещины при высыхании могут сопровождаться короблением и нарушением сцепления.

Трещины не всегда являются опасными для бетона.

Определяющими факторами для принятия решения о проведении ремонта и методе заделки трещин являются :

– причина образования трещин;

– ширина их раскрытия и местоположение;

– степень атмосферного воздействия на элементы.

Обычно при ремонте неконструктивных трещин затруднения не возникают.

Однако они могут появиться, если необходимо заделать трещину так, чтобы ремонт не был заметен после завершения.

Поскольку трещины вблизи всегда видны, практически невозможно скрыть следы ремонта, если на весь элемент не нанести декоративное покрытие.

Трещины на наружных поверхностях открытых элементов постепенно расширяются и становятся все более заметными.

Такие явления характерны прежде всего для бетонных конструкций, подверженных суровым атмосферным воздействиям, и для светлых конструкций в городских условиях.

В условиях агрессивной среды трещины шириной более 0,1 мм в наружных элементах и тонких поверхностных слоях следует герметически заделывать.

Если нет ржавых пятен и бетон не выкрашивается, а при обстукивании трещины молотком не обнаруживается пустот, то есть основание полагать, что коррозия арматуры незначительна.

В таком случае при ремонте расшивать трещину не рекомендуется.

Чтобы проверить состояние арматуры, можно вырубить бетон в нескольких местах и этим ограничиться.

Также можно взять несколько проб бетона для контроля его качества и других характеристик, а также для определения концентрации хлоридов.

Приведенные ниже рекомендации можно использовать при заделке неглубоких трещин, появившихся по разным причинам и не вызванных внешними нагрузками.

Когда внешний вид поверхности бетона не имеет значения, рекомендуется очень тщательно простучать всю линию трещины долотом.

Это помогает выявлять даже незначительные пустоты.

Следует отметить, что при этом бетон из трещины не вырубается.

Вся каменная мелочь, пыль и грязь удаляются при помощи щетки, а поверхность бетона по обеим сторонам трещины очищается проволочной щеткой.

После такой подготовки в трещину кистью вводят латексный раствор.

Целесообразно также кистью нанести раствор на поверхность бетона шириной примерно 75 мм с каждой стороны трещины, т.е. на те участки, которые были очищены проволочной щеткой.

В случае необходимости через одну-две недели можно нанести еще один слой раствора.

Для открытых бетонных элементов предлагается следующий метод восстановления, который применим только к волосным трещинам при отсутствии коррозии арматуры и выкрашивании бетона.

Прежде всего, нужно вымыть холодной водой поверхность бетона шириной примерно 75 мм по обеим сторонам от трещины.

Читайте также:  Теплый пол под керамогранит: какой лучше, электрический или инфракрасный, клей для укладки, детали на фото и видео

Затем при помощи деревянного шпателя с резиновой пластинкой ввести в трещину жидкий раствор или цементное тесто.

Раствор приготовляется на белом или на смеси белого и серого цементов (в зависимости от цвета восстанавливаемого бетонного элемента).

Добавление латекса белого искусственного каучука способствует уменьшению водопроницаемости и усадки.

Через две недели после окончания ремонта все бетонные элементы следует промыть водой.

Экспертиза: какие трещины допустимы и недопустимы в железобетонных элементах?

При приемке конструкций на стройплощадке важно своевременно оценить их техническое состояние по внешним признакам и при необходимости выставить свои обоснованные претензии заводу-изготовителю, поставщику конструкций, подрядчику. Рассмотрим более подробно вопрос о допустимости трещин в железобетонных элементах.

Какие трещины в железобетонных элементах не являются опасными?

Каждое появление трещины в железобетонном элементе свидетельствует о том, что произошла разрядка накопившихся напряжений в данной области конструкции. Причиной возникновения трещин являются внутренние растягивающие напряжения, которые могут возникать из-за внутренних процессов в элементе и от внешних нагрузок на конструкцию.

Фото 1. Ширина трещины в железобетонном элементе

Ширина трещины в железобетонном элементе

Фото 2. Ширина раскрытия трещины

Ширина раскрытия трещины

Согласно ДБН В.2.6-98:2009 «Бетонные и железобетонные конструкции» для разных железобетонных элементов и конструкций предъявляются свои требования относительно трещинообразования – и для одних конструкций определенные трещины приемлемы, а для других – категорически не допускается.

В таблице 1 приведены виды трещин, причины их возникновения, которые не являются опасными
Вид трещинВероятные причины появления трещинХарактер трещинРазмер трещин
УсадочныеНеправильно подобранный состав бетона (большой расход цемента — более 600…700 кг/м 3 ), нарушен процесс твердения, неправильный уход при твердении бетона, неправильное армированиеСтабилизированные, нестабилизированныеВолосяные, до 0,1 мм
ТехнологическиеРасслаивание бетонной смеси при укладке, вибрации и уплотнении; температурные деформации форм, нарушена режим прогрева бетона, неправильное натяжение арматуры в преднапряженных элементах и т.д.Стабилизированные, односторонние, сквозныеМелкие,до 0,3 мм
ДеформационныеПри складировании и транспортировке, монтаже и эксплуатацииСтабилизированные, сквозные и односторонниеМелкие,до 0,3 мм

Также при исследовании целого ряда нормативных документов были собраны следующие данные по допуску эксплуатации железобетонных элементов и конструкций при наличии некоторых трещин.

В зависимости от условий эксплуатации предельно-допустимая ширина раскрытия трещин составляет (п. 2.2.2.3 ДБН В.2.6-98:2009):

  • не более 0,5 мм – для конструкций, эксплуатируемых в условиях, защищенных от климатических воздействий (вода, влага, отрицательная температура и т.д.);
  • не более 0,4 мм – для конструкций подвергающиеся климатическому влиянию;
  • не более 0,3 мм – для конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах;
  • не более 0,2 мм – для конструкций с арматурой с пониженной коррозионной стойкостью.

В соответствии с пунктами 4.5.3, 5.4.3 ДСТУ Б В.2.6-2-95 «Конструкции зданий и сооружений. Изделия бетонные и железобетонные» при изготовлении предварительно напряженных конструкций допускаются поперечные трещины от обжатия бетона при преднапряжении, а также усадочные и другие поверхностные технологичные трещины (кроме трещин, которые проходят вдоль стержней рабочей арматуры) шириной раскрытия не более:

  • 0,1 мм в предварительно напряженных изделиях, в элементах колон и стоек, а также в изделиях из тяжелого бетона, к которым предъявляются требования по морозостойкости;
  • 0,2 мм в других случаях.

Считаются неопасными горизонтальные трещины в железобетонных колоннах с небольшим раскрытием.

Следует помнить, что даже выше перечисленные трещины, которые считаются допустимые, необходимо заделывать (зачеканивать), потому что практически любая трещина позволяет агрессивным средам проникать вглубь бетона, и со временем, приводить к разрушению бетона и коррозии арматуры.

В каких конструкциях образования трещин не допускается?

  1. железобетонные конструкции, которые находятся под давлением жидкостей и газов, т.е. те, которые должны обеспечивать непроницаемость и герметичность;
  2. конструкции с повышенными сроками долговечности;
  3. конструкции, подвергающиеся сильным агрессивным воздействиям внешней среды (в условиях эксплуатации железобетонной конструкции в жилище среда считается неагрессивной).
Правила обследования трещин

При затруднении в определении допустимости данных трещин, необходимо выполнить целый ряд мероприятий для определения характера появления.

Прежде всего, необходимо определить положение, форму, направление, длину, ширину и глубину раскрытия трещин. Ширину раскрытия трещин определяют с помощью микроскопов МПБ-2, МИР-2, лупой Бринелля или другими приборами, у которых точность измерения не ниже 0,1 мм.

Глубина трещин определяется с помощью игл, проволочных щупов или с помощью ультразвуковых приборов, например бетон-3М, УКБ-1М, УК-10П и др.

Далее необходимо определить развивается или нет трещина. Для этого, используют гипсовые или цементно-песчаные маяки, которые устанавливаются в местах максимального раскрытия трещин. Если трещина дальше развивается, на маяке образовываются продольные трещины. Конец трещины фиксируют поперечными штрихами и отметкой даты измерения. Расположение трещин наносят на чертежи общего вида, где обязательно отмечают номер и дату установки маяков. Периодически трещины и поставленные маяки осматриваются, и результаты осмотра заносятся в акт обследования конструкции. По результатам осмотра судят об опасности, точной причине возникновении трещины.

Отсчетный микроскоп МПБ-2 и лупа Бринелля

Приборы для измерения раскрытия трещин: а) отсчетный микроскоп МПБ-2 и лупа Бринелля

Измерение ширины раскрытия трещины

Приборы для измерения раскрытия трещин: б) измерение ширины раскрытия трещины лупой; в) – щуп: 1 — трещина; 2 – деление шкалы лупы

В спорных ситуациях, при обнаружении трещин в железобетонных элементах следует обращаться к экспертам по строительным конструкциям с целью оценки технического состояния конструкций и составления экспертного заключения, в котором должны отражаться: причины, характер и допустимость выявленных трещин.

Вас консультировали эксперты GIDproekt

Конев Александр Анатольевич

Исмагилов Андрей Олегович

Если у вас нет времени почитать наши публикации прямо сейчас, подпишитесь на обновления, и мы будем высылать извещения о новых заметках вам на почту

Что делать, если на железобетонной шахте лифта образовалась трещина в процессе строительства?

Добрый день Форумчане! У меня такая проблема мы подрядная организация выполняем монолитные бетонные работы здание 25 этажей, вместе с перекрытием этажей заливаем лифтовую шахту. Спец. по ОТ Ген. подрядчика требует у нас по п.71 правил по охране труда в строительстве сплошные настилы на каждом этаже лифтовой шахты, хотя она у нас огорожена инвентаризационным ограждением! Проем лифтовой шахты где то 3х8 м. Как мне от этого отбрехаться? Или как правильно выполнить настил? Лучше конечно не делать

У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

“71. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.”
Где кто увидел требование сплошного настила?

_________________
Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
(Далай Лама)

_________________
По ЛОГИКЕ – ты ПРАВ.
Но не всё так просто. (Алиевич)

Звонил в ГИТ сказали колотите настилы:( Хотя не где не указано что настилами ! И нет уточнений какие они должны быть!

Я хоть и не строитель, но считаю, что перекрывать нужно сам доступ в лифтовую шахту, а не щитами перекрывать дыру в полу лифтовой шахты. Но это из области общечеловеческой логики, а не логики Минтруда и его дочки ГИТы.

_________________
Любое требование любого инспектора в любом предписании
является ненавязчивым предложением улучшить его благосостояние.

Согласна с Don Tortil, мы хотя и не строим с лифтами, но , как я понимаю, шахта лифта возводится одновременно с этажом и крепление сплошного настила в лифтовой шахте надо как-то инженерно обосновать, а в ПОСе этого скорее всего нет, потому, что нормальные люди до этого не додумались, для нормальных достаточно инвентарного ограждения. Ещё в ППР посмотрите. Там этого тоже не будет, т.к. это уже “хотелки” некоторых.

_________________
Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
(Далай Лама)

Спец. по ОТ Ген. подрядчика требует у нас по п.71 правил по охране труда в строительстве сплошные настилы на каждом этаже лифтовой шахты, хотя она у нас огорожена инвентаризационным ограждением

_________________
Il meglio è il nemico del bene

“71. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.”
Где кто увидел требование сплошного настила?

_________________
Il meglio è il nemico del bene

Согласна с Don Tortil, мы хотя и не строим с лифтами, но , как я понимаю, шахта лифта возводится одновременно с этажом и крепление сплошного настила в лифтовой шахте надо как-то инженерно обосновать, а в ПОСе этого скорее всего нет, потому, что нормальные люди до этого не додумались, для нормальных достаточно инвентарного ограждения. Ещё в ППР посмотрите. Там этого тоже не будет, т.к. это уже “хотелки” некоторых.

Наличие сплошного настила в лифтовой шахте скорее всего надо не инженерно, а с точки зрения безопасности труда обосновывать. Ангелы на стройках редко встречаются – в иных местах летают. А силу притяжения пока не отменили

_________________
Il meglio è il nemico del bene

Как у нас перекрывают дорожное движение через переезд? Шлагбаумом. Вот типа того перекрыть вход в лифтовую шахту инвентарным ограждением. А если сделать сплошное перекрытие (это, типа, полы там настелить на каждом этаже), то туда будут прятаться от работы лентяи и в туалет там ходить.

_________________
Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
(Далай Лама)

Наличие сплошного настила в лифтовой шахте скорее всего надо не инженерно, а с точки зрения безопасности труда обосновывать. Ангелы на стройках редко встречаются – в иных местах летают. А силу притяжения пока не отменили

Ежемесячная сводка по СУ-125:
В период с 01 по 31 бря надцатого года при установке щитов сплошного перекрытия в лифтовых шахтах 10-этажного дома по адресу. в шахты упало 5 рабочих иностранного производства. Основная причина – невозможность использования ПС.

_________________
Любое требование любого инспектора в любом предписании
является ненавязчивым предложением улучшить его благосостояние.

Как у нас перекрывают дорожное движение через переезд? Шлагбаумом. Вот типа того перекрыть вход в лифтовую шахту инвентарным ограждением. А если сделать сплошное перекрытие (это, типа, полы там настелить на каждом этаже), то туда будут прятаться от работы лентяи и в туалет там ходить.

Речь не о горизонтали, – о вертикали.

Интересно, что вы о некратных места (перекрытии) скажите?

В период с 01 по 31 бря надцатого года при установке щитов сплошного перекрытия в лифтовых шахтах 10-этажного дома по адресу. в шахты упало 5 рабочих иностранного производства. Основная причина – невозможность использования ПС.

Не совсем понял.
Ведутся монолитные бетонные работы (здание 25 этажей), одновременно с перекрытием этажей ведется устройство лифтовой шахты. При чем здесь ПС?
вот когда начнется монтаж лифтового оборудования – тогда “веселье” начнется

_________________
Il meglio è il nemico del bene

Наличие сплошного настила в лифтовой шахте скорее всего надо не инженерно, а с точки зрения безопасности труда обосновывать. Ангелы на стройках редко встречаются – в иных местах летают. А силу притяжения пока не отменили

Ежемесячная сводка по СУ-125:
В период с 01 по 31 бря надцатого года при установке щитов сплошного перекрытия в лифтовых шахтах 10-этажного дома по адресу. в шахты упало 5 рабочих иностранного производства . Основная причина – невозможность использования ПС.

тогда уж – “иностранного разлива”.

_________________
Il meglio è il nemico del bene

А если по вертикали требуют сплошного ограждения(типа, на всякий случай), то и оконные проёмы тоже надо тогда наглухо забить . Интересно, в смету заложили эти траты?

_________________
Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
(Далай Лама)

Причины и устранение трещин в конструкциях из железобетона

Дефектов бетонных поверхностей достаточно много. Ошибки в процессе производства, низкое качество материалов, неточности проектирования, нарушение требований при эксплуатации – далеко не весь перечень повреждений. Самым распространенным дефектом бетонных, железобетонных конструкций являются трещины. Анализ происхождения, возможности ремонта – важные вопросы в проблеме трещинообразования.

Читайте также:  Шпатель резиновый – в чем предназначение этого инструмента?

Почему появляются дефекты?

Причины возникновения трещин разнообразны. К самым распространенным относятся:

  • высокая температура окружающей среды;
  • несоблюдение толщины слоя, рекомендованной стандартами строительства;
  • нарушения в работе с пластификаторами;
  • ошибки в способе усиления несущей способности металлом;
  • ошибки в проектной документации;
  • аварии, стихии.

Часто дефекты появляются в процессе высыхания железобетонной конструкции. Высыхая, бетон теряет жидкость и сжимается. Процесс трудно поддается контролю, особенно при работе на открытом воздухе.

Образовавшиеся повреждения не обязательно говорят о разрушении строения. Момент возникновения, ширина дефекта, место расположения – факты, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, насколько серьезна проблема. Окончательная причина проблема становится известной после тщательного исследования. В каждом индивидуальном случае обязательно привлечение квалифицированного специалиста, не только для выяснения причины возникновения проблемы, но и для обязательного ее устранения.

Со временем в ходе эксплуатации в железобетонных конструкциях появляются разные дефекты.

Разнообразные причины, в результате которых появляются дефекты, разделяют по характерным критериям. Причина возникновения:

  • механическое повреждение в процессе эксплуатации объекта;
  • повреждение конструкций при транспортировке, погрузке, монтаже;
  • возникновение дефекта в результате воздействия сжимающих сил;
  • технологичный дефект (усадка, плохое уплотнение);
  • результат коррозии арматуры.
  • указывает на аварийное состояние сооружения;
  • увеличивается проникновение влаги в железобетонные строения;
  • износ строения, подверженного коррозии;
  • нарушения, которые вызывают опасения.

Железобетонным конструкциям вредят следующие виды образований:

  • сквозные клиновидные;
  • сквозные внахлестку;
  • несквозные клиновидные;
  • сквозные параллельные;
  • наклонные замкнутые;
  • продольные несквозные.

Анализируя трещину по характеру возникновения, степени открытия, возможно установить истинную причину и поставить заключение об опасном состоянии сооружения. Силовое влияние на конструкцию образует повреждение, которое располагается перпендикулярно основной линии приложения силы. Поверхность под воздействием сжатия покрывается трещинами в хаотичном порядке, образуя узловое соединение. Такие трещины называются усадочными. Коррозийные трещины располагаются на конструкциях вдоль металлического стержня.

Повреждение плит свода

Трещина в железобетонной монолитной плите перекрытия.

Перекрытия промышленных сооружений находятся в сложных условиях, испытывают колоссальную нагрузку, силовые, химические воздействия. Следствие – износ поверхности и образование повреждений. В процессе затвердевания в бетоне могут образоваться повреждения небольшого размера. Усадочные трещины внешне напоминают сетку и не приносят опасности.

Дефекты, которые появляются в процессе эксплуатации сооружений, постепенно удлиняясь и расширяясь, приводят к деформационным повреждениям. Появление характерных признаков говорит о серьезных нарушениях во время строительства и перенапряжении плит перекрытия. Проблему устраняют в обязательном порядке заменой конструкции, нет возможности – выставляют подпорную стену и убирают все тяжелые вещи.

Прогиб перекрытия также становится причиной возникновения проблемы. Проводится оценка состояния арматуры, бетона. Недостаточное количество арматуры, неправильное ее расположение приводит к силовой трещине. Расширение отверстия больше 3 мм требует усиления дополнительным армированием.

Нарушения ферм

Стропильные фермы обладают характерной особенностью работать на сжатие, обеспечивая устойчивость, жесткость покрытия. Соединенные элементы способствуют возникновению концентрации различного по характеру напряжения: растягивающего, сжимающего, касательного. Большая концентрация способствует возникновению в местах соединения нарушений. Растягивающее напряжение грозит сквозной вертикальной трещиной, сжимающее напряжение – несквозной горизонтальной.

Ряд причин влияющих на деформацию:

  • низкое качества бетон;
  • неправильное расположение поперечной арматуры;
  • смещение металлического каркаса.

Щели в балках

Характерные трещины в балке: 1 – нормальные трещины в зоне максимального изгибающего момента; 2 – наклонные трещины в зоне максимальной поперечной силы; 3 – трещины и раздробление бетона, в сжатой зоне элемента.

Трещинам, возникшим в местах укладки балок, уделяют особое внимание. Упрощенное соединение стропильной конструкции грозит возможным защемлением опор, что в совокупности с давлением плит приводит к образованию отверстий. Явление редкое, но восстановлению не подлежит.

Строительная конструкция под воздействием вертикальных или горизонтальных трещин в балках разрушается. Выделяют несколько причин такой проблемы. Первая – усадочное напряжение, вызванное недостаточно сильным защитным слоем. Плохое качество материала, нарушение температурного режима при термообработке – причины проблем с балкой.

Усадочная щель небольшая, но через нее проходит воздух, газы, вызывающие коррозию металла. Ржавчина – большая проблема усадочных дефектов, она распирает бетон, расширяя отверстия. Вторая причина – коррозия, вызвана не под влиянием пара. Возникает под воздействием химических соединений, входящих в состав бетона. Степень опасности зависит от степени развития коррозии. Третья причина – раскол балки. Особенно опасно нахождение раскола на конце конструкции, снижается опорная функция элементов.

Повреждения балок – прямая угроза прочности конструкции.

Другие дефекты

Тип сооружения, его конструкция, схемы расчетов не влияют на общие характеристики трещин. Каждый появившийся недостаток говорит, что данная точка является скоплением напряжения. Самые распространенные виды недостатков нами уже рассмотрены, но это далеко не полный список всех погрешностей. Обратим внимание на существующие виды повреждений:

  • Мелкие трещины, волосяные. Появляются на верхней поверхности, четкая направленность отсутствует, визуально определить нетрудно. Не влияют на несущую способность, легко устраняются замазыванием раствора.
  • Мелкие трещины вдоль стержня металла. Сопровождается дефект легкой ржавчиной до 5 мм, возможен раскол бетона возле арматуры. Несущая способность снижается на 5%, что влияет на длительность эксплуатации. Необходимо возобновление защитного слоя, при необходимости производят усиление места дефекта.
  • Скалывание бетона. Происходит под механическим воздействием. Если возникло в сжатой зоне – нарушается несущая способность элементов, в растянутой зоне – несущая способность не нарушена, страдает жесткость конструкции. Сколы заделываются мелкозернистым раствором.
  • Замасливание бетона. Утечка масла на производствах приносит существенные проблемы. Прочность бетонных покрытий снижается на 30%. Промасленный слой снимается, устраняются протечки.
  • Отслоение защиты. Образование коррозии, возникновение расколов приводит к отшелушиванию защитного слоя. Состояние аварийное, устраняется восстановлением защитного покрытия.
  • Раскол фундамента приводит здание в аварийное состояние. Срочно устраняется вибрация, проводится усиление фундамента.

Процесс устранения трещин

Восстановление железобетона методом инъектирования.

Не так страшна трещина, как ее ширина. Допустимый размер 3 мм. В повреждения большего размера с легкостью просачивается влага. В холодное время года вода замерзает, еще больше расширяя щель и так проходит несколько периодов замерзания, оттаивания. Раскол увеличивается в объеме, влаги попадает в него еще больше. Со временем вода достигает металлического стержня, появляется ржавчина, как следствие – разрушение бетона.

Во избежание разрушения даже мелкие трещины стоит устранять на ранней стадии. Бетонная площадь обрабатывается холодной водой, с помощью шпателя волосяные образования заделываются раствором. Замазывание повреждения возможно произвести любым материалом, разными способами. На правильный выбор влияет ширина повреждения, причина, вид, влияние на несущую способность.

При сохраненной несущей способности применяется метод восстановления под названием расшивка. Расщелина простукивается по всей длине, с целью обнаружения пустоты. Все крошки, сколы убираются металлической щеткой и сжатым воздухом продувается очищенное пространство. Подготовленную поверхность замазывают полимерцементной смесью, выравнивая вровень с бетонной поверхностью.

Утраченная несущая способность восстанавливается инъекциями полимерных смол непосредственно в трещину. Современный раствор в основе с эпоксидной смолой способен к склеиванию даже с влажным бетоном. Интервал рабочей температуры очень широк, обладают незначительной усадкой, качественно заполняют пространство.

Вывод

Повреждение железобетонных поверхностей происходит при транспортировке, в процессе монтажа, во время эксплуатации. Следствие таких повреждений – трещины.

Своевременное выявление, проведение оценочной экспертизы позволит правильно установить вид дефекта и провести ремонтные работы, сохранив несущую способность конструкций.

Причины и устранение трещин в конструкциях из железобетона

Образование трещин, явление распространенное и предсказуемое. Соблюдение при строительстве всех предусмотренных норм, и выполнение работ по всем правилам не может стать гарантом полного отсутствия трещин при дальнейшей эксплуатации. Даже самый качественный бетон подвержен усадке в первые несколько лет после окончания постройки. Появление при этом пустот и трещин вполне закономерное явление, а герметизация усадочных трещин является обязательным этапом любого строительства.

Время так же неумолимо, и не щадит ни какие строения. Перепады температур, атмосферные осадки, смена времен года, другие природные катаклизмы способствуют неизбежной потере несущим материалом своих первоначальных качеств. Появление трещин в стенах и полу зданий, и стремительное их разрастание, и как следствие разрушение постройки можно предотвратить только выполнением качественной гидроизоляции.

Причины появления трещин в полу и стенах подвала

Первые едва заметные трещины образуются на поверхности как показатели некачественно выполненных строительных швов и их гидроизоляции. Плохо заизолированные стыки панелей, деформационные и температурные швы, и поры самого бетона позволяют влаге проникать внутрь несущего материала, что становится главной причиной формирования и быстрого расширения трещин на поверхностях. Качественная гидроизоляция трещин в бетоне, является единственным надежным способом предотвратить разрушение стен и пола подвала, а, следовательно, и всего здания.

Самыми распространенными причинами образования трещин являются:

  • Неравномерная усадка новой постройки;
  • Экономия на качестве бетона и применение несоответствующего условиям материала;
  • Нарушение правил гидроизоляции основной конструкции;
  • Отсутствие температурных швов или некачественная их изоляция;
  • Неравномерная нагрузка на опорные стены за счет формирования в них технических и монтажных проемов;
  • Неравномерная осадка грунта и фундамента;
  • Вымывание грунта из под части фундамента.
  • Нарушение соотношений размеров арматуры в металлическом каркасе.

Применение современных методов гидроизоляции позволяет предотвратить процесс разрушения поверхностей и образования опасных трещин.

Технология осуществления работ

Перед тем, как заделать трещины в бетоне, следует подготовить:

  • тяжелый молоток;
  • долото;
  • жесткая щетка с металлическим ворсом;
  • шпатель;
  • кисточка;
  • полутерок;
  • кельма;
  • куски арматуры длиной до 10 см.

Порядок производства работ:

  • На первом этапе необходимо тщательно проверить поврежденный участок и ликвидировать наметившиеся сколы с помощью долота и молотка. Место удаления скола подравнивают, трещину грубо обрабатывают по всей длине, немного расширяя ее.

  • Из трещины удаляют мелкие и крупные фракции бетона, используя грубую щетку, затем зачищают от пыли с помощью пылесоса. Шпателем производят дополнительное углубление шва, чтобы подготовить поверхность для прочного схватывания ремонтного раствора.
  • Если ширина трещины превышает 4 мм, рекомендуется применять местное армирование, для чего с помощью болгарки пропиливают поперечные перекрывающие канавки на длину до 10 см, в которые укладывают куски арматуры толщиной от 4 мм. Таким же образом подготавливают для ремонта сквозные трещины в основании пола или плит перекрытия потолка.
  • Если при подготовке проблемного участка обнаружены выходы арматуры на поверхность, необходимо зачистить металлические части с помощью шлифовальной бумаги и затем обработать раствором, защищающим металл от ржавления.
  • Перед нанесением ремонтного состава поверхность обрабатывается грунтовкой.
  • Следующим этапом готовится ремонтный раствор. Чаще применяют расширяющийся цемент для заделки трещин из ЦПС с присадкой из жидкого стекла. Данная смесь наносится на участок и увлажняется. При замазке глубоких трещин необходимо будет наносить раствор несколько раз, дожидаясь вставания каждого предыдущего слоя.
  • После высыхания ремонтного состава производят затирку шва, выравнивая поверхность проблемного участка.
  • Заливка трещин в горизонтальных поверхностях производится с превышением уровня ремонтного раствора над уровнем стяжки, так как при вставании смесь дает усадку. Излишки раствора удаляются шлифовальной машиной.

Классификация трещин

Классификация трещин конструкции необходима для определения степени опасности для основного здания и выбора метода их устранения. Выделяются три основные группы, это:

  1. Не опасная группа трещин, которые не влияют на качество и надежность несущего материала, а ухудшают только эстетический вид.
  2. Промежуточная группа – это трещины, влияющие на эксплуатационные качества, незначительно снижающие надежность и длительность эксплуатации здания, но не провоцирующие его разрушение.
  3. Опасные трещины – группа прорех влияющих на ослабление сечений, которые постоянно прогрессируют в росте и расширении.

Помимо этого, для качественной гидроизоляции важно отличать трещины по причине возникновения, это:

  • Трещины напряжения, образовавшиеся в процессе постройки;
  • Транспортировочные трещины, формирование которых происходит во время перевозки отдельных блоков и проведения монтажных работ;
  • Доэксплуатационные трещины, это такие виды как: Усадочные, возникшие на фоне быстрого высыхания и значительного сокращения поверхностного слоя;
  • Изъяны, образовавшиеся при нарушении технологии охлаждения бетона;
  • Трещины от высокого гидратационного нагрева;
  • Технологические прорехи, сформировавшиеся в процессе изготовления сборных элементов.
Читайте также:  Устройство систем водяного отопления

Инъектирование

Также решая, как заделать дырки в стене из бетона наиболее эффективным образом, особенно если появилась не только трещина, но и через нее течет вода, стоит обратить внимание на данный метод.

Технология инъектирования подразумевает введение специального состава (полиуретановой или эпоксидной смолы, микроцемента или гидроизолирующей смеси) в толщу бетона с использованием специальных инъекционных насосов, создающих сильное давление.

Для выполнения такой реставрации дефектов необходимо:

  • Сделать отверстия в шахматном порядке по обеим сторонам щели.
  • Установить в них пакеры (специальные трубки, через которые подается раствор, напоминают дюбель) под углом.

  • Залить раствор.
  • Вытащить трубки и покрыть поверхность строительным составом.

Итак, мы рассмотрели, как самостоятельно заделать дырку в бетонной стене, но что если речь идет о газобетоне?

Особенности гидроизоляции трещин

Наиболее уязвимыми к образованию трещин различного вида являются заземленные элементы здания. Они же становятся причиной формирования дефектов в наземных конструкциях. Поэтому особое внимание уделяется герметизации усадочных трещин в бетоне и обязательной их гидроизоляции.

Работы по гидроизоляции трещин проводятся на всех этапах строительства. На момент закладки и возведения заземленных помещений выполняется герметизация и гидроизоляция холодных швов, усадочных трещин и стыков отдельных элементов.

Перед началом строительства стен наземной конструкции проводятся изоляционные работы трещин, образовавших в период затвердевания несущего материала. Для этих целей применяются материалы и технологии, позволяющие создавать прочные, надежные и долговечные водонепроницаемые барьеры.

Используют сухие цементные смеси, жидкие проникающие составы, гелиевые акрилаты и готовые полимерные изоляторы, наносимые различными способами.

Главной отличительной особенностью гидроизоляции трещин пола и стен подвала является создание единого монолитного соединения, способного выдерживать не только негативное воздействие внутреннего конденсата помещений, но и агрессивное влияние внешней среды.

Методы заделки швов

Для ремонта трещин в бетоне используют следующие методы:

  1. инъектирование путем подачи раствора с помощью специальных механизмов в глубину трещины;
  2. использование специальных растворов на основе ЦПС с присадками из полимеров, с последующей обработкой ремонтируемой поверхности полиуретановыми герметиками;
  3. торкретирование с использованием специальных смесей на основе ЦПС с битумными присадками.

Наиболее эффективным способом устранить проблему считается инъектирование. Данный способ предусматривает предварительное высверливание глубоких отверстий, которые направляют под углом к проблемному участку.

Специальными приспособлениями в эти отверстия нагнетают раствор на основе синтетических смол, который при наборе прочности позволяет устранить дефекты и существенно продлить срок службы конструкции.

Для борьбы с небольшими трещинами (до 4 мм) на объектах личного пользования (дача, квартира, балкон) используют ремонтные смеси на основе ЦПС и эпоксидного клея. При правильном приготовлении раствора происходит его быстрое схватывание, в результате чего дефект устраняется.

Размещение пакеров при иъектировании.

Чтобы укрепить конструкцию, в которой обнаружена трещина шириной более 4 мм, требуется применение раствора на основе жидкого стекла, для чего смешивают одну часть цемента, по три части воды и песка, и одну часть ЖС.

Технологии герметизации трещин

В современном строительстве устранение трещин в бетонных и железобетонных конструкциях выполняется несколькими давно известными технологиями, это такие способы как:

  • Применение обмазочных цементных смесей,
  • Гидроизоляционные шнуры,
  • Использование инъекционных проникающих составов,
  • Гидропломбы.

Основными задачами, которые необходимо выполнить в процессе герметизации трещин являются:

  • Остановка роста прорехи;
  • Заполнение пустоты раствором с высокой адгезией и водоотталкивающими качествами, который станет прочным барьером и не позволит в дальнейшем воде проникать сквозь эти трещины;
  • Предохранение от воздействия негативных внешних факторов.

До недавнего времени применялся комплексный подход, в котором использовались различные виды технологий. Небольшие, тонкие трещины заделывались проникающими и обмазочными изоляторами, более глубокие дефекты заполнялись ленточными материалами. Далее наносились несколько слоев, предохраняющие изоляцию от механических повреждений и климатических перепадов.

Но с внедрением в строительную практику инъекционного метода гидроизоляции отпала необходимость практически во всех известных способах ремонта нежелательных полостей в поверхностях.

Гидроизоляция трещин кирпичной кладки

На сегодняшний день инъектирование признано наиболее эффективным, экономичным и прогрессивным методом защиты от влаги.

Чем лучше воспользоваться

Вид ремонтного состава зависит от расположения дефектной поверхности (вертикальное или горизонтальное), назначения помещения и условий эксплуатации бетонных поверхностей, а также времени года, в которое необходимо провести ремонт.

Читайте также: Армопояс для стен из шлакоблока. Изготовление армопояса своими руками. Использование готовых U-блоков

Для ремонта горизонтальных стяжек подойдут почти любые растворы, а для устранения проблемы на вертикальной стене подойдут только вязкие и густые растворы или саморасширяющиеся шнуры. Если предполагается восстановление бетонного основания в помещениях с высокой нагрузкой (боксы для грузовой техники), потребуются составы с высокими прочностными характеристиками.

Избежать проблем поможет информация на упаковке готовой ремонтной смеси.

Инъектирование трещин в бетоне

Основными преимуществами технологии инъектирования при гидроизоляции строительных трещин являются универсальность, быстрота выполнения и минимальность физических затрат.

Методика гидроизоляции трещин инъектированием позволяет выполнять работы по изоляции дефектов в кладках из самых различных материалов. Причем для этого метода не имеет значения, выполняется гидроизоляция в строящемся доме или необходимо провести ремонтные работы в постройке с большим сроком эксплуатации.

С каждым днем востребованность технологии расширяется, сегодня методом инъектирования устраняют трещины в стенах фундамента, подвала и цокольного этажа, в гидротехнических сооружениях и конструкция промышленного назначения. Инъектирования гидрофобными смесями эффективно при устранении аварийных протечек под большим напором воды и при низких температурах.

Методика выполнения инъекционной гидроизоляции трещин проста и сложна одновременно. Простота метода заключается в том, что нет необходимости проводить сложный демонтаж старого покрытия или вскрывать облицовочные материалы. Пакеры (инъекторы), по которым ремонтный состав нагнетается в пустоты, устанавливаются, не повреждая наружного слоя поверхности. Вся остальная работа выполняется автоматом, который равномерно распределяет состав по всем имеющимся прорехам, изъянам и пустотам.

Сложность методики состоит в том, что выполнить гидроизоляцию трещин инъектированием качественно и быстро, при этом, не израсходовав лишних материалов, может только квалифицированный опытный мастер.

На видео представлена технология инъекционной гидроизоляции:

Широкий выбор материалов позволяет с высокой точностью подобрать максимально подходящий состав для изоляции трещин с учетом всех важных факторов, например:

  • Характер несущего материала: железобетон, кирпич, бетон;
  • Уровень изоляционных работ: временный или постоянный;
  • Вид трещины: опасная, промежуточная, не опасная. Сквозная или поверхностная;
  • Вид протечки: капиллярная, безнапорная, под напором воды.

С учетом этих параметров выбор материала для гидроизоляции трещин осуществляется из полиуретановых полимеров, акрилатных гелей или гидроактивных полиуретановых смол. Эта технология позволяет забыть о протечках и формировании трещин навсегда.

Процесс устранения трещин

Восстановление железобетона методом инъектирования.
Не так страшна трещина, как ее ширина. Допустимый размер 3 мм. В повреждения большего размера с легкостью просачивается влага. В холодное время года вода замерзает, еще больше расширяя щель и так проходит несколько периодов замерзания, оттаивания. Раскол увеличивается в объеме, влаги попадает в него еще больше. Со временем вода достигает металлического стержня, появляется ржавчина, как следствие – разрушение бетона.

Во избежание разрушения даже мелкие трещины стоит устранять на ранней стадии. Бетонная площадь обрабатывается холодной водой, с помощью шпателя волосяные образования заделываются раствором. Замазывание повреждения возможно произвести любым материалом, разными способами. На правильный выбор влияет ширина повреждения, причина, вид, влияние на несущую способность.

При сохраненной несущей способности применяется метод восстановления под названием расшивка. Расщелина простукивается по всей длине, с целью обнаружения пустоты. Все крошки, сколы убираются металлической щеткой и сжатым воздухом продувается очищенное пространство. Подготовленную поверхность замазывают полимерцементной смесью, выравнивая вровень с бетонной поверхностью.

Утраченная несущая способность восстанавливается инъекциями полимерных смол непосредственно в трещину. Современный раствор в основе с эпоксидной смолой способен к склеиванию даже с влажным бетоном. Интервал рабочей температуры очень широк, обладают незначительной усадкой, качественно заполняют пространство.

Вернуться к оглавлению

Обзор гидропломб для заделки течей в бетоне (видео)

Напорная или безнапорная течь в колодце или другом месте легко устраняется с помощью гидропломбы. Обладая устойчивостью к морозам, коррозии и деформациям, гидроизоляционный состав быстро застывает на бетонных стенах, перекрывая доступ грунтовых вод в чистую колодезную воду.

Трещины в железобетонных конструкциях

Трещины-в-железобетонных-конструкциях

Среди всех возможных дефектов на бетонных поверхностях наиболее распространенными являются трещины в железобетонных конструкциях. Они – результат ряда причин, так как могут образовываться как от разных силовых действий на сооружения, так и в итоге усадочного и температурного напряжения в бетоне. В различных случаях предъявляются и разные требования к появлению трещин, на основании того, какая трещиностойкость железобетонных конструкций была заявлена. Она бывает трех категорий: при первой изделий не допускается образование трещин, при второй допускается их образование и раскрытие под действием кратковременных нагрузок, а при третьей – от долгих нагрузок.

Причины появления трещин в ЖБИ

Прежде всего, стоит отметить, что появившиеся в железобетоне трещины еще не говорят о том, что само строение разрушается. Понять, насколько серьезна проблема, можно лишь на основании изучения места расположения дефекта, момента его возникновения, ширины и других важных факторов. Каждый случай изучается индивидуально и как для выяснения причины произошедшего, так и для нахождения способа ее дальнейшего устранения. При этом самыми распространенными причинами образования трещин в ЖБИ являются такие:

  • Невыполнение той толщины слоя бетона, которая рекомендуется стандартами.
  • Длительно находящаяся на высоких показателях температура окружающей среды.
  • Нарушения при работе с пластификаторами.
  • Недочеты при создании проектной документации.
  • Нарушения в процессе усиления бетонной конструкции металлом.
  • Аварийные ситуации, воздействие стихии.

Нередко происходит так, что трещины в железобетонных конструкциях появляются из-за их высыхания, потому что в процессе этого бетон сжимается. К сожалению, это почти не поддается контролю, особенно если работа с ЖБИ ведется прямо на открытом воздухе.

Разновидности трещин в ЖБИ

Анализируя трещины в конструкциях из железобетона по характеру ее появления, степени раскрытия и другим факторам, можно установить ее причину и понять, является ли такой дефект опасным для всего сооружения. При этом существуют следующие виды трещин:

  • Сквозные и клиновидные.
  • Сквозные и параллельные.
  • Сквозные и внахлестку.
  • Несквозные и клиновидные.
  • Несквозные и продольные.
  • Наклонные и замкнутые.

Также выделяют усадочные трещины, которые образуются на ЖБИ изделиях из-за того, что на сооружение идет силовое влияние, которое образует повреждение, располагающееся перпендикулярно главной линии приложения силы. В итоге, под действием такого сжатия, на поверхности в беспорядочном виде появляются трещины, создающие узловое соединение. Коррозийные трещины появляются в железобетонных конструкциях вдоль их механических стержней.

Трещина на поверхности железобетонной конструкции

Каждый появляющийся дефект в сооружениях говорит о том, что в такой точке скопилось напряжение. Помимо уже названных выше, основных типов трещин, существуют также и мелкие трещины: волосяные, заметные внешне, но не влияющие на несущую возможность и трещины вдоль стержня металла, сопровождающиеся ржавчиной и даже сколом бетона. Также выделяется непосредственно скалывание бетона, которое происходит в растянутой или сжатой зоне, отслоение защитного покрытия и раскол фундамента всего сооружения.

К какому бы типу ни принадлежала трещина в ЖБ конструкции или изделии, очень важно отследить ее размер – допускаемым является 3 мм.

Если ширина дефекта больше, в него с легкостью станет проникать влага, которая в конечном результате приведет к разрушению бетона. Поэтому трещины желательно заделывать на ранней стадии, замазывая раствором.

Ссылка на основную публикацию